Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Mitropolitul Mercurie al Rostovului: „În 30 de ore academice este imposibil să înveți bazele culturii religioase”

Mitropolitul Mercurie al Rostovului: „În 30 de ore academice este imposibil să înveți bazele culturii religioase”
Versiune pentru tipar
24 iulie 2012 18:50

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью «Российской газете» (федеральный выпуск № 5840 (167), Ростов-на-Дону) ответил на вопросы по поводу введения в российских школах с 1 сентября этого года «Основ религиозных культур и светской этики».

— Владыка, на изучение «Основ...» отводится 34 часа. Можно ли за это время младшекласснику освоить предмет?

— Хотел бы уточнить: из них четыре часа — вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.

— А оценки по новому предмету ставить не будут?

— Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.

— Вы возглавляли Представительство Патриарха Московского в США. Как там решаются такие вопросы?

— В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.

— Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?

— Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.

— И каковы результаты анкетирования? Что предпочли школьники?

— Там, где традиционно православный регион, свыше 70% учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.

— Будет ли Церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?

— Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних — не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.

— Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»?

— Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.

— А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?

— Многие родители до сих пор путают этику с этикетом и думают, что на уроках светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика — это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной основы, настолько можно говорить о светской этике. Если же говорить о самом учебнике по этому предмету, то это наиболее неудачный из учебников, написанных для детей.

Беседовала Л. Ионова

Versiunea: rusă

Materiale la temă

Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril s-a întâlnit cu profesorii la disciplinele „Bazele culturilor religioase și ale eticii laice” și „Bazele culturii spiritual-morale”

Întâlnirea Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu profesorii la disciplinele „Bazele culturilor religioase și ale eticii laice” și „Bazele culturii spiritual-morale”

Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril s-a întâlnit cu profesorii la disciplinele „Bazele culturilor religioase și ale eticii laice” și „Bazele culturii spiritual-morale”

A avut loc decorarea învingătorilor Concursului panrusesc al povestirilor ilustrate ale copiilor „Moștenirea Sfântului Binecredinciosului cneaz Alexandru Nevski”

Episcopul de Bronnițî Evghenii a susținut consfătuirea online cu șefii și colaboratorii departamentelor eparhiale de învățământ religios și catehizare

Departamentul Sinodal pentru învățământul religios și catehizare va desfășura webinarul „Regula generală și motivele suplimentare pentru excluderea studenților din organizațiile de învățământ cu componenta religioasă”

Mitropolitul de Rostov și Novocerkassk Mercurii: „Noi extindem predarea culturilor religioase în clasele a V-a -- a IX-a ale școlii medii” [Interviuri]

Președintele Departamentului Sinodal pentru învățămîntul religios și catehizare s-a întîlnit cu reprezentanții departamentelor eparhiale de profil

A ieșit de sub tipar primul număr al „Jurnalului Patriarhiei Moscovei” din anul 2020