Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită în Duminica Sfintelor Femei Mironosițe după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Lavra „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită în Duminica Sfintelor Femei Mironosițe după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Lavra „Sfântul Alexandru Nevski”
Versiune pentru tipar
30 aprilie 2017 23:56

30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня третье воскресенье после Пасхи, и мы вспоминаем в этот день святых жен-мироносиц — тех самых, кто сопровождал Спасителя во время Его проповеди на земле Палестины, — а также праведных Иосифа и Никодима. Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, — они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у креста. Они ничего не боялись — ни римских воинов, стерегущих крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить — не на их место, потому что то место неповторимо, — а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов — срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера — там сила, где неверие — там немощь».

Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека. Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости дивных слов святителя хотелось бы обратиться ко всей истории Церкви — увидеть, какую огромную роль в ней всегда играли верные Христу жены. Они становились подвижницами благочестия, как Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, а иногда оставались простыми христианками, чей след в истории, может быть, не очень ярок, а подчас и невиден. Но чем был бы род человеческий, если бы не было множества жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, о семье, а в последнее столетие еще и трудившихся где-то за пределами дома, — для того чтобы их мужья, братья, отцы могли полностью отдавать себя тому делу, к которому призваны?

У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые тоже не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с крестом своего Учителя и Спасителя.

Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Не боясь никаких последствий, женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их творить крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, готовили куличи, пасхи, красили яйца. А когда дети спрашивали, что это такое, женщины преподавали им первые уроки христианской катехизации. Своим жизненным примером они помогали утверждать в детях высокую мораль, подлинную христианскую нравственность, и эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые уже не отождествляли себя прямо и открыто с христианством, но жили по заповедям Божиим — через своих матерей и бабушек, воспринявших великие Христовы истины.

Мы знаем, что и в страшные годы общенациональных испытаний, тяжелейшим из которых была Великая Отечественная война, именно этот дух, может быть, невидимо, но реально связанный с верой во Христа, помог нашему народу обрести силу, способную сокрушить самого страшного врага. Когда люди шли в атаку, они не думали ни о каких идеологиях, ни о каких партийных уставах, — они шли, потому что считали, что только так и можно поступить, а иначе нельзя. А почему нельзя? Многие из них не договаривали, что иначе — грех, потому что не знали, что такое грех, но так глубоко в сердце были христианские идеалы, что они поднимали людей в атаку. И сколь многие из них не вернулись с поля брани! А когда и в мирное время было трудно, наш народ оказывался способным совершать подвиг — опять-таки, соотнося этот подвиг не с идеологией, а с внутренним душевным состоянием, с готовностью ехать в дальние края — строить, созидать, помогать. Поэтому сегодня, вспоминая память святых жен-мироносиц, мы должны поклониться нашим женам-мироносицам, сохранившим веру православную в нашем народе.

Мы вспоминаем также праведных Иосифа и Никодима, людей, занимавших высокое положение в тогдашнем иудейском обществе. Иосиф из Аримафеи был почетным членом синедриона, одним из верховных правителей Израиля; Никодим также был человеком знатным. Именно они, тайные ученики Иисуса, испросили у Пилата и погребли с почестями снятое с креста тело Спасителя. Тоже замечательный пример! И если соотнести служение Иосифа и Никодима с эпохой гонений в нашей стране, то мы также можем засвидетельствовать наличие очень многих тайных учеников.

Я вспоминаю церковную жизнь Ленинграда в 50-60-х годах. Мой отец-священник имел добрые отношения с многими замечательными жителями этого города. Кто-то из них занимал высокое положение в науке — это были академики, профессора, врачи; кто-то занимался искусством, литературой. Они делали свое дело — через свой труд, через свой пример жизни они также являли людям, насколько замечательна жизнь по Евангелию. Они не были мучениками, не были исповедниками, но ведь у таких людей всегда были свои тайные ученики, и мы знаем, как среди просвещенных жителей Санкт-Петербурга сохранялись в то тяжелое время вера и скрытое от глаз человеческих благочестие.

Не могу не вспомнить сегодня и владыку Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, который в этом храме в 60-е годы совершал архиерейские хиротонии, поскольку он, будучи ближайшим сподвижником вначале Патриарха Алексия I, а потом Патриарха Пимена, нес особую ответственность за воссоздание епископата Церкви нашей, в то время находившегося на грани уничтожения. Ему удавалось убедить светские власти — не знаю какой силой, но он вырывал согласие на хиротонию каждого епископа, и здесь, в этом храме, совершались исторические архиерейские хиротонии XX века.

И когда я как Патриарх совершил первую хиротонию в городе Петербурге, в этом святом храме, то, стоя на кафедре и слушая исповедание веры будущего архиерея, я простирался мыслью в 60-е и 70-е годы, тяжелые для Церкви нашей, когда с этим собором у многих были связаны надежды на возрождение Церкви в нашем народе. Владыка Никодим носил имя Никодима, тайного ученика Спасителя. Он многое совершал втайне — иначе тогда было невозможно, но по всему тому, что он делал, мы видим, что он был верным тайным учеником Господа.

Я бы хотел, обращаясь к нынешнему поколению епископов, духовенства, верующего народа, всех вас призвать быть верными Господу, помня, что где вера, там сила, а сила проявляется в верности Христу. Не поддавайтесь на искушения и тлетворное влияние века сего. Помните, что вы со Христом, вы с Божией правдой, и если наши предшественники, опираясь на Христа и Его правду, сохранили Ему верность и спасли Церковь, а значит, и народ, и страну, то кольми паче мы, живущие в свободное время, должны быть не тайными, но открытыми учениками Спасителя, жизнью своею, словом, делом и личным примером утверждая великие и непреходящие ценности Евангелия. И да поможет нам в этом Господь! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Versiunea: rusă

Toate materialele cu cuvintele-cheie

 

Altele articole

Predica Patriarhului rostită în Duminica Lăsatului sec de brânză după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Patriarhului rostită în Duminica întoarcerii fiului risipitor după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Patriarhului rostită de sărbătoarea Întâmpinării Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Patriarhului rostită în Duminica Vameșului și a Fariseului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită după Liturghia săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” la cea de-a treisprezecea aniversare a întronării Sanctității Sale

Predica Patriarhului rostită de ziua pomenirii Sfântului Cuvios Serafim de Sarov după Liturghia săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Patriarhului rostită în Duminica după Nașterea Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită după Vecernia Mare săvârșiită de sărbătoarea Nașterii Domnului

Predica Patriarhului rostită de Înainte-prăznuirea Nașterii Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită înaintea săvârșirii Te-Deum-ului cu prilejul anului nou