Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Alocuțiunea mitropolitului de Volokolamsk Ilarion la simpozionul internațional „Teologia în spațiul educațional și științific internațional contemporan”

Alocuțiunea mitropolitului de Volokolamsk Ilarion la simpozionul internațional „Teologia în spațiul educațional și științific internațional contemporan”
Versiune pentru tipar
1 noiembrie 2018 18:38

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в симпозиуме, состоявшемся 1 ноября 2018 года в Российском университете дружбы народов. Обращаясь к участникам заседания, архипастырь сказал:

Уважаемые участники симпозиума!

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено изучению мирового опыта становления теологии, ее существования в университетской среде и ее места в структуре научного знания.

Говоря о международном контексте, мы обращаемся в первую очередь к опыту тех стран, где теология как наука исторически существовала в университетской среде, чтобы увидеть, на каких принципах может быть построено теологическое образование, и, при необходимости, обсуждать возможность адаптации некоторых из них к реалиям нашей страны и культуры.

Это важно с той точки зрения, что теология в европейском культурном пространстве прошла разные этапы развития и существовала в качестве научной отрасли как в те времена, когда христианство лежало в основе европейского мировоззрения, так и в новое время, когда господствующим на Западе стало секулярное мировоззрение.

Актуальность и необходимость обращения к зарубежному опыту вызвана несколькими причинами. Прежде всего, любое научное знание интернационально, оно не может ограничиваться рамками только одной страны или одной общности людей. Теология в России в настоящее время проходит путь своего становления именно в качестве отрасли научного знания, поэтому обращение к международному опыту представляется полезным.

Другая причина обращения к зарубежному опыту проистекает из специфики развития теологии в нашей стране. Теология в России исторически оказалась вне университетской среды и была отнесена к сфере духовного образования. Это было вызвано, прежде всего, тем, что духовные академии в России появились раньше, чем университеты.

В наше время в сознании многих теология относится исключительно к сфере специализированного духовного образования («подготовка религиозного персонала и служителей культа»), а ее университетский статус оспаривается. При этом не учитывается, что исторически такое положение было связано не с самим статусом теологии, а с причиной, названной выше. В противовес такому положению вещей теология в европейском пространстве беспрепятственно существовала в университете.

Другая специфическая черта, которая оказала не меньшее влияние на теологию в России, заключается в том, что развитие теологии как науки было прервано в годы советского режима. Научное теологическое знание не могло развиваться из-за гонений на верующих и по причине отсутствия возможности международного обмена опытом, накопленным в западной теологии. Речь в данном случае идет не о вероучительной части теологического знания, а о достижениях, касающихся, в частности, изучения источников.

Плоды этого исторического периода в жизни нашей страны мы пожинаем до сих пор, прилагая усилия по ликвидации тех пробелов, которые накопились в теологической науке за это время. Мы активно развиваем студенческий и профессорский обмен с богословскими факультетами европейских университетов и работаем над созданием новой учебной литературы, которая учитывала бы и критически осмысливала современные достижения в области теологии.

Осознавая важность обращения к международному опыту теологического образования и науки, мы понимаем, что он должен рассматриваться критически. Изучение зарубежного опыта не означает того, что этот опыт нужно автоматически копировать.

В истории русского духовного образования уже было время, когда западная теология и модели ее преподавания копировались и внедрялись практически в неизменном виде. Протоиерей Георгий Флоровский описывал эту тенденцию такими словами: «…весь план общего образования был снят с иезуитского образца, и учебники были приняты те же, начиная Альваром и кончая Аристотелем и Аквинатом. Весь распорядок школьной жизни, все приемы и средства преподавания были те же, что и в Коллегиях или Академиях иностранных. Язык преподавания был латинский, и всего хуже было поставлено преподавание греческого…»¹.

Такой путь развития теологии нельзя назвать продуктивным в первую очередь потому, что теология по своей сути может быть только конфессиональной, в отличие от религиоведения, рассматривающего религии и различные конфессии извне, как объекты познания.

Понимание этой особенности теологии дает нам возможность, с одной стороны, построить изучение международного теологического опыта на правильных основаниях, а, с другой стороны, адекватно организовать свою собственную систему теологического образования. В такой системе теология не может быть некой абстрактной обобщенной наукой, а должна быть именно конфессиональной — православной, иудейской, исламской и т.д., что будет соответствовать конфессиональному разнообразию нашей страны.

В своем выступлении я хотел бы коснуться отдельных примеров из западного теологического образования, которые затрагивают те или иные актуальные тенденции в области становления и развития теологии в нашей стране.

Кадровый вопрос. Одной из проблем развития теологического образования в России является нехватка кадров, способных преподавать теологию в университете. Эта проблема затрагивает еще более широкую область, касающуюся воспроизведения кадров не только для сферы высшего образования, но и для школ, в которых преподается курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

В данной связи интересно отметить, что, например, в Германии обучение католическому и евангелическому богословию происходит по двум основным направлениям: пастырскому, которое направлено на подготовку священников или пасторов, и педагогическому, нацеленному на подготовку преподавателей религиозных дисциплин в школах.

С точки зрения учебного плана подготовка педагогических кадров в системе германского теологического образования во многом схожа с подготовкой будущих деятелей в сфере пастырства. Теоретический этап этого образовательного направления включает также ряд обязательных педагогических дисциплин.

В ходе обучения студенты этого направления проходят и соответствующую практику, которая, в отличие от пастырского направления, ведется не на базе приходов и общин, а в школах и гимназиях, и включает в себя стажировку, положительная оценка которой является необходимым условием для дальнейшего вступления в должность.

Взаимодействие университетов и духовных школ. Другим примером, который в той или иной степени затрагивал бы реалии теологического образования в нашей стране, является модель взаимодействия университетов и духовных школ.

В силу того, что теология в России была выведена за стены университета, учебные планы в духовных школах часто имели свою специфику, и их структура во многом не совпадала с теми принципами, по которым строятся учебные планы в системе университетского образования.

Сейчас эта ситуация меняется. Разработан и утвержден Единый учебный план для бакалавриата духовных школ, который учитывает названную специфику; духовные школы постепенно проходят через процесс государственной аккредитации.

Это, в свою очередь, ставит вопрос о том, как в дальнейшем будет выстраиваться взаимодействие и распределение функций между семинариями и университетами в отношении образовательного процесса.

Обращаясь к системе католического образования в Германии, можно выявить следующую модель. Концепция католического богословского образования в Германии в рамках пастырского направления базируется на трех элементах: теоретическое богословское образование, развитие пастырских навыков и личностное становление. Это определяет такую специфику учебного процесса, которая построена на сотрудничестве между богословскими факультетами университетов и семинариями.

Семинарии несут ответственность за личностное становление и развитие пастырских навыков студентов, а теологические факультеты – за теоретическое богословское образование. При таком разделении функций студенты проживают в семинариях, получают там духовное руководство, участвуют во внутренней жизни, которая включает в себя различные образовательные мероприятия, направленные на духовное и пастырское формирование учащихся, а для изучения теологии посещают занятия в университете, где и сдают экзамены.

Похожая система существует в Германии и в системе преподавания евангелического богословия. Студенты так же изучают теологию в университете, но могут жить при этом в общежитиях со специальным внутренним распорядком, библиотекой и дополнительными лекциями, которые либо углубляют университетские знания, либо дополняют их специфическими дисциплинами.

Специфика и самостоятельность учебного процесса. Как уже говорилось ранее, теология по своей сути может быть только конфессиональной. Идея конфессиональности находит свое отражение в моделях западного теологического образования: студенты изучают католическое или евангелическое богословие на факультетах, которые так и называются: «Факультет католической теологии» или «Факультет евангелической теологии».

При этом ряд таких факультетов дает возможность студентам обучаться вне рамок пастырского или педагогического направлений, а изучать теологию как таковую без перспективы дальнейшего трудоустройства в качестве священнослужителя или преподавателя религии. Но сама преподаваемая теология остается при этом католической или евангелической.

Интересно отметить и то, что в рамках пастырского направления факультеты германских университетов сохранили специфичность системы образования по отношению к болонскому процессу. Так, болонский процесс отразился на системе обучения в виде формирования кредитно-модульной системы. Однако учебный процесс в рамках образовательных программ, реализуемых теологическими факультетами по пастырскому направлению, не разделен на бакалавриат и магистратуру. Вместо такого разделения учебный процесс для будущих пастырей строится по концентрической схеме, разделяясь на фазы.

Например, подготовка католических священников состоит из трех фаз: 1) «пропедевтическая фаза» (5 лет), 2) практическая фаза (не ограничена конкретным сроком), 3) повышение квалификации (пожизненно).

В рамках пропедевтической фазы изучается комплекс специальных теологических дисциплин. При этом сама фаза структурно разделена на 3 ступени. Первая ступень (с 1-го по 4-й семестр) посвящена введению в изучение богословия, овладению древними языками, базовому знакомству с богословскими дисциплинами, обучению методам научной работы. Заканчивается данная ступень сдачей первого экзамена по богословию.

Вторая ступень (5-6 семестр) представляет собой «выездные семестры» (изучение богословия в другом городе или за границей), которые должны послужить расширению горизонта студентов и их личностному становлению.

Третья ступень (7-10 семестр) служит углублению богословских знаний (формированию научной специализации) в рамках экзегетических, исторических, систематических и практических дисциплин, а также подготовке к сдаче второго богословского экзамена с приложением научной работы, которая равноценна магистерской диссертации. Содержание богословских экзаменов регламентируется локальными положениями о проведении экзаменов на каждом конкретном богословском факультете. В процессе углубления богословских знаний студенты имеют также возможность посещать лекции и семинары на факультетах других христианских конфессий или религий.

Практическая фаза обучения подразумевает непосредственную подготовку к священническому служению и проходит в стенах специальных пастырских семинарий, где кандидаты в священники обучаются практическим навыкам будущего служения путем участия в жизни приходов, подготовки богослужений, проповедей, преподавания и т.д.

Вторая часть данной фазы начинается после рукоположения в священный сан. Ее цель состоит в изучении пастырского служения на практике. Данная ступень заканчивается пастырским экзаменом, который подразумевает выполнение практического задания и собеседование на богословские темы в контексте пастырской деятельности. После сдачи пастырского экзамена следует третья фаза, связанная с постоянным повышением квалификации через самообразование.

Обратившись для сравнения к системе евангелического образования в Германии, можно заметить множество сходств с описанной католической системой, а также выявить и различия. Фаза теоретического обучения евангелическому богословию также предшествует пастырской подготовке, но начинается она с периода, посвященного изучению древних языков, что дает в дальнейшем возможность более глубоко понимать тексты Священного Писания и других источников при изучении всего комплекса теологических дисциплин.

Как видно из приведенных примеров, существуя в секулярном контексте и в стенах светских университетов, германские модели обучения теологии дают возможность сохранять ее специфику как через конфессиональность, так и через специфические черты учебных планов. Проблема воспроизведения педагогических кадров в области теологии решается в Германии путем создания соответствующих образовательных программ, а между университетами и духовными школами существует распределение функций, вписывающееся в специфику обучения теологии.

Конференция, которая проходит в эти дни, призвана рассмотреть разные аспекты становления теологии как отрасли научного знания, и затрагивает также опыт таких стран как Швейцария, Словакия, Румыния, Армения, Турция, Болгария и Иран.

Я благодарю всех, кто приехал к нам из зарубежных стран, чтобы рассказать о своем опыте, и желаю всем участникам конференции плодотворной работы.

¹ Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. М: Институт русской цивилизации, 2009. С. 75.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Toate materialele cu cuvintele-cheie