Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Митрополит Ростовський Меркурій про грантовий конкурс «Православна ініціатива»

Митрополит Ростовський Меркурій про грантовий конкурс «Православна ініціатива»
Версія для друку
21 вересня 2012 р. 14:07

В рамках информационного обеспечения конкурса «Православная инициатива» исполнительная дирекция Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви ежемесячно выпускает электронные информационные дайджесты, посвященные мероприятиям и проектам конкурса.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, один из руководителей направления «Образование и воспитание» конкурса «Православная инициатива» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы корреспондента, посвященные состоянию системы грантовой поддержки образовательных проектов в России. Интервью с владыкой вошло в дайджест № 4 (сентябрь 2012 г.), посвященный теме «Образование и воспитание».

— Ваше Высокопреосвященство, какую роль, на Ваш взгляд, играет грантовая поддержка учреждений образования в рамках конкурса «Православная инициатива» в современной системе образования в России?

— В течение двух лет, возглавляя совместно с Любовью Николаевной Глебовой направление «Образование и воспитание», я заметил две тенденции. Первая — увеличение числа интересных заявок. Наше направление лидирует по числу поданных заявок, в 2011 году их было 359 из более чем 1100 в целом по конкурсу. Вторая — расширение тематики направления, включение в основную идею поддержки проектов не только «в области православного просвещения и духовно-нравственного воспитания», но и «овладения всем богатством родной культуры, развития способностей, становления всесторонне развитой личности».

Однако, если говорить о системе образования вообще, то придется констатировать, что для большинства образовательных учреждений конкурс «Православная инициатива» остается где-то в параллельной реальности — кто-то что-то, может, и слышал, но что? где? как к нему подступиться? да и надо ли? Кто-то не хочет связываться с бумагами, заявками, отчетами, полагаясь на русский авось, — авось и так сладим, потихоньку, как-нибудь… А многие и вовсе ничего не слышали.

Но посмотрим с другой стороны. Грантовая поддержка ведь оказывается не системе, а конкретным инициативам конкретных организаций, в том числе связанных с образовательной и воспитательной деятельностью. И эти учреждения, получая реальную финансовую помощь своим проектам, начинают реализовывать их на новом уровне возможностей. Проекты не остаются просто хорошими интересными идеями, а воплощаются в жизнь, давая другим пример, опыт, образец, вдохновение — а это уже касается системы. Какая-нибудь школа проводит с помощью полученного гранта интереснейшую акцию, а педагоги другой, может быть, и не зная ничего о конкурсе, думают: «И мы так хотим! И мы так можем!» И ведь находят возможности, поддержку, перенимают опыт, читают изданные при грантовой поддержке методические пособия, книги, и делают что-то нужное, важное, необходимое, как для детей, так и для родителей и для самих педагогов.

Замечательно, что этот конкурс проводится, что он дает надежду тем, у кого порой опускаются руки, кто, имея множество интереснейших идей, не всегда имеет возможности их реализации. И прекрасно, что в конкурсе предусмотрено, что поддержка дается не просто некой эфемерной идее, а тому, что уже имеет некое основание: опыт работы в той или иной сфере, некое начальное материальное обеспечение, первые шаги, сделанные в нужном направлении. Как говорят наши старцы: «Молись: Господи, поможи! А и сам не лежи!».

— В чем Вы видите основную задачу участников процесса финансирования проектов в системе образования — как грантодателей, так и грантополучателей?

— Прежде всего в ответственности. Для грантодателей важно ответственно подойти к выбору грантополучателей и направить финансовые потоки туда, где может быть реальная отдача в ожидаемом направлении. Грантодателям, а точнее, экспертам, надо уметь увидеть в той или иной заявке ту пользу, которую заложенная в проекте деятельность может принести всему обществу, а не только тому или иному учреждению. Они отвечают перед теми, кто вкладывает средства в фонды (они ведь не просто из тумбочки берутся) и морально отвечают перед теми, кто не получил финансовую помощь, потому что другие проекты были признаны лучшими. Это сложнейшая задача — за словами, написанными в заявке, суметь разглядеть то, о чем, может быть, даже сам заявитель не подумал, — влияние реализованного проекта на многие стороны общественной жизни. И, конечно, поскольку речь идет о конкурсе, который проходит под эгидой Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, нельзя забывать о нашей общей ответственности перед Богом.

Что касается грантополучателей, то надо ответственно подойти уже к самой подаче заявки: продумать и просчитать все, что необходимо, внимательнейшим образом ознакомиться с Положением о конкурсе, чтобы понять, какие проекты и какие виды расходов финансируются, а какие нет. Ответственно, честно, добросовестно составить заявку и столь же ответственно отнестись к ее реализации, к каждой копейке потраченных на проект денег. И, пожалуй, главное — честно ответить себе на вопрос: для чего нужен этот проект? Для меня, моей славы, моего удобства, моего дохода — или чтобы быть полезным Церкви, стране, обществу? Все это должно быть продумано очень хорошо.

— Каковы, по-Вашему мнению, наиболее «узкие» места в механизмах взаимодействия соискателей грантов и структур, предоставляющих финансовую помощь?

— Недостаточная информированность о конкурсе вообще и о правилах составления заявок в частности. Было бы правильно, чтобы повсеместно у потенциальных грантополучателей при составлении заявок (особенно на второй этап конкурса) была возможность получить адекватную консультативную помощь от сотрудников фонда, организаторов конкурса, кураторов на местах. В период между первым и вторым этапом можно было бы организовать обязательный для вышедших на второй этап, хотя бы в режиме видеоконференции, семинар, на котором можно было бы решить все недоуменные вопросы, чтобы избежать досадных ошибок, из-за которых заявка может быть отклонена. Подобный семинар скоро пройдет в Ростове-на-Дону, и этот опыт необходимо распространить на все регионы.

Желаю всем участникам конкурса, а также тем, кто только задумывается о подаче заявки на следующий год, не бояться трудностей. Вас всегда готовы поддержать, оказать необходимую помощь. Если возникают вопросы, обращайтесь к организаторам конкурса.

Желаю неоскудевающей помощи Божией всем организаторам и участникам конкурса «Православная инициатива»!

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

У рамках Різдвяних читань відбувся майстер-клас освітньої платформи «Клевер лабораторія»

У рамках Різдвяних читань відбулася робота секції «Сучасна православна школа»

У Храмі Христа Спасителя пройшов майстер-клас «Інформаційний супровід освітньої діяльності єпархій»

У рамках Різдвяних парламентських зустрічей у Державній Думі пройшли засідання круглих столів за участі депутатів, представників духовенства та громадськості

У рамках Різдвяних читань «Православна ініціатива» запропонує успішний досвід реалізації програм із наставництва

Відбулася зустріч експертів конкурсу «Православна ініціатива» з відповідальними за розповсюдження книг у єпархіях

Оголошено другий конкурс малих грантів «Православна ініціатива — 2022»

За підтримки Синодального відділу благодійності евени Якутії отримали гуманітарну допомогу