Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Протоієрей Всеволод Чаплін: Повинні бути чіткі критерії, коли втручання в сім'ю можливе й необхідне

Версія для друку
31 жовтня 2012 р. 15:54

В ходе обсуждения в СМИ принятого месяц назад в первом чтении законопроекта о социальном патронате, требующем по мнению многих экспертов, кардинальной переработки, стало очевидным, что общественное мнение столкнулось с организованными группами лоббистов. И если позиция противников законопроекта представлена аргументировано и убедительно, то мотивация сторонников документа не так ясна и понятна. Своими предположениями и размышлениями об этом с «Церковным вестником» поделился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Поднимаемый вопрос очень серьезно волнует наше общество, особенно родительские организации. И не случайно проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции», представленный для общецерковного обсуждения, вызывает такие серьезные, пусть даже разнонаправленные отклики. Люди понимают, что излишнее вмешательство государства и представителей общественности в жизнь семьи может коснуться каждого. Как это нередко бывает, при обсуждении вопроса проявляются две крайности. Одни говорят, что в жизнь семьи вообще никому нельзя вмешиваться, другие — что самые радикальные меры вмешательства оправданы, а закон должен предоставлять чиновникам и общественникам максимальные возможности для такого вмешательства.

Тем не менее, очевидны две проблемы. С одной стороны, есть дети, к которым родители относятся преступно, будучи асоциальными личностями. А с другой стороны — существует определенный круг людей, явно заинтересованных в создании системы общенационального государственно-общественного контроля за семьей и системы получения бюджетных средств под это. Западный опыт показывает, что такая система может быть очень дорогостоящей и очень выгодной для тех, кто эту систему организует. На разного рода мероприятиях, особенно в Госдуме РФ, где обсуждался этот вопрос, я заметил, что существует несколько групп лоббистов создания подобной системы. Тихими, но очень упорными лоббистами выступают, с одной стороны, представители международных фондов, а с другой — группы, объединяющие нынешних и бывших социальных работников и связанные с ними общественные организации. Это женщины средних лет, которые имеют разветвленную сеть единомышленников и соработников по всей стране. Кто-то из них еще работает, а кто-то уже на пенсии, но видно, что здесь существует мощное корпоративное сообщество.

Не секрет, что система социального патроната предусматривает выделение на каждого ребенка многих десятков тысяч рублей в год. Но эти деньги предусмотрены не для семьи, а для субъекта социального патроната. Похоже, что основной статьей расходов предполагается сделать зарплату. Представьте себе, что на каждого ребенка выделяется 100-150 тысяч рублей и даже более в год. Именно о таких суммах идет речь. И зарплата тем, кто осуществляет патронат, здесь составляет значительную долю. Очевидно, что этот лакомый кусок интересует очень многих. Они готовы даже поделиться средствами с православной общественностью, только чтобы кусок не отнимали.

В идеале социальный патронат — нормальная вещь. Но только в том случае, если бы средства выделялись непосредственно семье, а родители вместе с «патроном» обсуждали планы развития семьи и улучшения ситуации в семье. А вознаграждение патрону было бы символическим или оставлялось на усмотрение общественной организации, которая его делегирует. Одновременно давалась бы четкая оценка результатов деятельности социального патроната, а главное — ясные и понятные критерии и определения тех ситуаций, в которых вмешательство в семью возможно и необходимо.

И очень важно законодательно усилить права родителей на воспитание собственных детей. На определение их мировозрения и нравственного состояния, на регламентацию их жизни, в том числе религиозной практики, включая пост и посещение богослужений, а также степень участия в домашнем труде, общение с противоположным полом, доступ к информации, к телевизору и компьютеру и т. д. Согласно букве и духу действующего права, как международного, так и национального, родители имеют полное право определять все это. И чтобы не появлялось новых искушений отнять воспитательные функции у родителей и передать их в какие-то элитные сообщества, нужно максимально гарантировать и подробно расписать права родителей в воспитании детей. Одновременно контроль за деятельностью социального патроната должен быть основан на ясно прописанных в законе полномочиях, как государственных контролирующих органов, так и общественности. Проблема в том, что одни общественные структуры будут контролировать другие, и между ними естественно возникнут разногласия, а ситуация может свестись к тому, что контролеры, контролирующие контролеров, будут умножаться до бесконечности. Это не поможет делу, если в законе не будет четко прописано, что субъектам социального патроната можно делать, а что нельзя.

Версія: російська

Матеріали за темою

На Святій Землі підтримали акцію журналу «Фома» #молимсязаврачей

Голова Синодального відділу із взаємин Церкви з суспільством і ЗМІ вручив Патріаршу нагороду публіцисту Сергію Худієву

Генеральний секретар Руху православної молоді Антіохійської Православної Церкви провів у Москві ряд зустрічей з представниками Руської Православної Церкви

Заява Синодального відділу Московського Патріархату із взаємин Церкви з суспільством і ЗМІ [Документи]

Відбулися перші збори відповідальних із питань захисту сім'ї, материнства й дитинства у Московській митрополії

Наказ XXV Всесвітнього руського народного собору «Сьогодення та майбутнє Руського світу» [Документи]

Єпархіям рекомендували розвивати проєкти щодо підтримки сімей з дітьми

Ключовий напрям церковної допомоги дітям-сиротам — влаштування їх у сім'ї

Інші статті

Служба «Милосердя-на-Дону» передала 2 тонни взуття та одягу мешканцям Херсонської області. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 27 березня 2024 року)

Нікольський жіночий монастир у Калузької області організував серію майстер-класів для біженок. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 26 березня 2024 року)

У Брянці Сєверодонецької єпархії роздали гуманітарну допомогу. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (за 23-25 березня 2024 року)

Служба «Милосердя-на-Дону» надала допомогу дітям з інвалідністю в Харцизьку. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 22 березня 2024 року)

За місяць на Харківщині представники Церкви роздали 400 гуманітарних наборів. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 21 березня 2024 року)

Православні соціальні волонтери в Донецьку відвідують вдома сім'ї нужденних. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 19 березня 2024 року)

Православні соціальні волонтери в Донецьку відвідують вдома нужденні сім'ї. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 19 березня 2024 року)

Луганська єпархія передала нову партію допомоги до церковної богадельні в Алчевську. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (за 16-18 березня 2024 року)

Армавірська єпархія передала дві тонни допомоги Бердянську. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 15 березня 2024 року)

Луганська єпархія передала допомогу для безпритульних. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 14 березня 2024 року)