Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Митрополит Ростовський і Новочеркаський Меркурій: Симфонія Церкви й держави — ​​служіння людям

Митрополит Ростовський і Новочеркаський Меркурій: Симфонія Церкви й держави — ​​служіння людям
Версія для друку
28 липня 2014 р. 16:48

Об объединяющей роли преподобного Сергия Радонежского в истории Руси, о любви и помощи, которую получают верующие по молитвам у мощей святого, о правильном понимании симфонии Церкви и государства в интервью РИА «Новости» рассказал председатель Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Владыка, можно ли назвать празднование 700-летия Сергия Радонежского беспрецедентным по масштабам событием для Русской Церкви? Сколько человек и из каких стран приняли участие в кульминационных днях торжеств в Троице-Сергиевой лавре (16-18 июля)?

— Я бы не стал употреблять такой термин, как «беспрецедентное». Но это было действительно грандиозное празднование, которое собрало вокруг себя огромное количество людей в эти три дня (16, 17, 18 июля) в Троице-Сергиевой лавре. А если говорить о празднованиях вообще, которые до сих пор продолжаются и еще будут: и на Куликовом поле, и в Троице-Сергиевой лавре, и в Московской духовной академии, то участвующих в них будут десятки миллионов во всей Русской Церкви.

И здесь важна не статистика сама по себе, а то, что образ преподобного Сергия проявился в нашей современной жизни, как замечательная чудесная икона после реставрации. Этот образ Игумена Земли Русской в литературе, в искусстве, в художественном восприятии предстал пред нами обновленным тем же самым, с тем же исповеданием православной веры, но более четким и ясным.

— Как Вы оцениваете 15-километровый крестный ход из Хотькова в Сергиев Посад, в котором, несмотря на 30-градусную жару, приняли участие 30 тысяч паломников: как подвиг или норму для верующего?

— Данные МВД, которые были опубликованы, говорят о том, что там было более 40 тысяч человек.

Что такое крестный ход? Это возможность приблизиться к трудам, которые нес преподобный Сергий через свой труд, преодолеть себя в чем-то. В том числе и заставить себя подняться, оторваться от привычного комфортабельного образа жизни и предпринять пусть маленький, но все-таки подвиг. Вот этим глубоким воспитанием своего внутреннего человека и занимались все участники крестного хода. А какое его иное значение может быть?! Кто-то смог полностью пройти этот крестный ход от начала до конца, а кто-то прошел лишь часть, кто-то шел медленно и долго, а кто-то быстро, но в любом случае люди были сопричастны к этому событию.

Один священник поделился со мной тем, что он говорил своей пастве: «Идите на крестный ход. Тяжело вам это будет или легко, я не могу сказать. Но знаю точно, что вы никогда не забудете этого в своей жизни, он навсегда останется в вашей памяти как яркое духовное событие, в котором открывается и образ, и подвиг преподобного Сергия, и вся сила молитвы Церкви, и наш совместный труд. Может быть, это событие будет самым ярким и запоминающимся в вашей жизни». Для десятков тысяч людей этот крестный ход стал именно таким.

Очень важно, что во главе этого крестного хода шел Первосвятитель нашей Церкви — Святейший Патриарх. Это тоже историческое событие. Если мы вспомним крестные ходы, которые возглавлял Патриарх, тем более такие длительные, то не такие частые примеры найдем в истории. Патриарх был со своим народом, это тоже очень важно.

— Что Вам, владыка, особо запомнилось из юбилейных мероприятий в разных уголках России и, быть может, зарубежья?

— Теплота отношения к преподобному Сергию. Мы обращаемся к Преподобному в молитве: «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас». Отцом именуют не пришельца, не незнакомца, а самого близкого человека. И хотя преподобный Сергий во многих местах нашей страны, и тем более за рубежом, не был, но люди, где бы они ни находились, принимают его везде как своего Авву, как своего учителя, как своего отца. Он им близок. Вот эта духовная близость к Преподобному, наверное, и является самым главным во всех этих торжествах по стране и за рубежом.

— То есть вся суть не в каких-то формальных действиях, а в том отношении народа, которое формируется и проявляется в этих мероприятиях. Я правильно понимаю Вас?

— Формальные действия являются проявлением того духовного стремления, которое у людей существует. Все то, что внутри человека, должно быть как-то выражено — все идеи, думы, мысли, которые переполняют человеческое сердце находят зримое воплощение, будь это крестный ход, паломничество в Лавру к его святым мощам, несение иконы Преподобного, проведение молодежной конференции, тот же самый велопробег, работа волонтеров — посмотрите, какое огромное количество людей работало при подготовке празднования в пределах Москвы и Московской области. Это же тоже огромный труд, который совершался не столько по обязанности, сколько любви. Люди приходили, а я видел, как они с радостью вовлеклись в работу, чтобы помочь паломникам, чтобы этот праздник был светлым и радостным. Это то, что люди могут делать, исходя из своих собственных внутренних убеждений и из своего отношения к преподобному Сергию. Когда шла подготовительная работа, организационная — было очень сложно. Но мы все знали, что трудимся ради преподобного Сергия. Это всех утешало, придавало сил.

— Почему преподобный Сергий Радонежский сегодня, спустя семь веков со дня рождения — один из самых почитаемых русских святых? За что его так любят простые верующие? И чем он дорог лично Вам?

— За любовь, которую он имел. Ни один подвиг, ни одно проявление человеческой веры не имеет такой притягательности к себе, как любовь. Любовь все покрывает. Этой любовью Преподобный одаряет каждого приходящего к его мощам, кто уповает на его молитвы. Он всегда преподает свое благословение, теплоту отеческой любви, ходатайствует за нас перед Господом. Эта все покоряющая, все обнимающая любовь исходит от Преподобного. Именно этой любовью проникнуты были все торжества: любовью к Преподобному людей и взаимной любовью Преподобного к людям, которые к нему приходили.

— Существует мнение, что в истории не бывает ничего случайного. Какой была Древняя Русь, когда появился преподобный Сергий? И как он повлиял на будущее государства, на развитие монашеской жизни, нравственности, Православия и духовности в мире в целом?

— В жизни действительно ничего не бывает случайного. Есть закономерности. Кто-то из богословов сказал, что если бы в мир не пришел Христос, если бы не было бы воплощения Сына Божия, то мир давно бы уже перестал существовать. Наверное, сын Руси, который был призван в это бытие Божественным Промыслом от святых и праведных родителей Кирилла и Марии, появился на Руси в то самое время, когда Господу было благоугодно спасти Русь от уничтожения. Но и сам Преподобный ответил на Промыслительное призвание всей своей жизнью и своим трудом, явившись собирателем русских земель и молитвенником, который в самое непростое время послужил созиданию нашего Отечества, сохранению нашей веры и нашей культуры.

— Как можно объяснить, что в самые суровые годы атеистических гонений в Советском Союзе Троице-Сергиева лавра сохранилась и как уникальный архитектурный ансамбль, и как главный духовный центр?

— Занимаясь написанием книги о владыке Иоанне (Разумове), я имел возможность работать с материалами по Троице-Сергиевой лавре. Сколько было попыток уничтожить ее и духовное, и даже культурное, историческое, архитектурное наследие! То, что этого не произошло, я ничем, кроме как чудом молитвенного заступления преподобного Сергия не могу объяснить. В самые страшные времена гонений Преподобный не оставлял своей обители.

— Сейчас каково, на Ваш взгляд, значение обители для Русской Церкви и государства Российского?

—Прошедшими торжествами все сказано. Думаю, что уже не стоит это как-то комментировать. Служение Святейшего Патриарха, участие в торжествах президента страны, сонма архиереев, десятков тысяч людей, — этим все сказано.

— Можно ли сказать, что Сергий Радонежский был сторонником симфонии Церкви и государства, пытавшимся примирить религиозное мироосознание с политическим?

—Думается, что преподобный Сергий и не задавался этим вопросом. Он жил просто по совести как христианин и как гражданин своего Отечества и выполнял то, что должен был выполнять.

— А что бы Вы ответили сейчас критикам, утверждающим, что при такой симфонии либо государство становится религиозным вопреки конституции, либо Церковь становится еще одним политическим институтом в ущерб Божественному? Какие примеры взаимодействия Церкви, власти и общества сегодня Вы считаете наиболее эффективными?

— Меня, конечно, могут подвергнуть критике, но мне кажется, что возможность симфонии Церкви и государства очень относительна. Православный идеал взаимоотношений между церковной и светской властью, заключается в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества. Но в большинстве своем, государство пытается обеспечить существование людей подобно «райскому» здесь, на земле, в географических границах, сделав его высокодостойным и с экономической, и с политической, и с культурной, и с социальной точек зрения, что весьма похвально. А Церковь учит «искать прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), жизни будущего века. И Церковь, собственно, — уже является частью этой жизни будущего века здесь, на земле. Именно в стремлении служить людям обретается сфера взаимодействия Церкви и государства, которую и можно определить как синергизм, или симфонию. И чем более обширная и активная эта сфера взаимодейстия, тем более гармоничными становятся отношения Церкви и государства. А это и повышение духовно-нравственного, интеллектуального, культурного, образовательного образа жизни людей, решение социальных проблем и т.д. Симфония — это соработничество, это не взаимодавление или взаиморастворение друг в друге.

— Преподобный Сергий считается не только одним из собирателей земель русских, но и миротворцем. Сегодня для верующих людей празднование его юбилея омрачается событиями на Украине. Как Вы их оцениваете и какой выход из сложившегося положения видите?

— Я вижу, что война — это кульминационная точка проявления отступления людей от Бога и от веры. Особенно, если это война братоубийственная, война гражданская. Это крайняя точка духовной рецессии в обществе.

Противоестественным будет рассуждать о нравственных устоях людей, которые поднимают друг против друга оружие. Ну, а какой выход? Церковь должна помогать страждущим, заботиться о примирении враждующих, возвышать голос свой в защиту мира, правды; доступными ей способами ходатайствовать перед властями, просить, чтобы братоубийственное безумство прекратилось и, конечно, первое и самое важное — это молиться, что Церковь и делает. По благословению Святейшего Патриарха во всех храмах ежедневно за Литургией возносится молитва о мире на Украине. Я думаю, что Бог милостив будет к нам и услышит молитву Церкви.

Но это труд. Это не просто так — пошел, попросил и получил. В эту молитву человек должен вкладывать свою душу, свое сердце, свою веру, свою надежду. Получить просимое в молитве — это дар Божий, который дается в ответ на нашу веру, на наш труд, на нашу молитву, на наше усердие.

— Что сегодня самое важное, на Ваш взгляд, для умиротворения ситуации на Украине, прекращения кровопролития, поддержания паствы и беженцев? Молитва?

—Двухстороннее прекращение огня. Это самое важное. Все можно решить и нужно решать за столом переговоров. Лишь бы к этому была добрая воля. Но до тех пор, пока происходит стрельба, пока идут военные действия — о каких переговорах можно говорить? Всеми возможными способами лидерам мировых держав, и конечно, тем, кто противоборствует на Украине, нужно добиться прекращения боевых действий. Это самое важное, на мой взгляд. Нужно забыть о своих политических амбициях и вспомнить о ценности одной (хотя бы!) человеческой жизни.

— В дни 700-летия преподобного Сергия, почитаемого и за рубежом, в Троице-Сергиеву лавру приехало немало паломников из других стран. Как Вы полагаете, сказалась ли на них и на Русской Церкви в целом волна антироссийской критики на Западе в связи с украинскими событиями?

— Я этого никак не ощущал, потому что на торжествах в Троице-Сергиевой лавре мы не занимались обсуждением антироссийской полемики, которая вокруг России развернута. А все, кто был там, все молились просто о том, чтобы Господь был милостив к нам, к нашему Отечеству, по ходатайству и заступничеству преподобного Сергия Радонежского.

Беседовала О. Липич

Версія: російська

Усі матеріали з ключовими словами