Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

У Сергієвому Посаді представлять наукове дослідження, присвячене історії Спасо-Віфанской монастиря

У Сергієвому Посаді представлять наукове дослідження, присвячене історії Спасо-Віфанской монастиря
Версія для друку
8 лютого 2019 р. 17:25

В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре.  

Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании.

Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения.

Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой.

13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.  

Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь.

Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2.

***

Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком.

Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий.

В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона.

Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в.

Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина.

Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.

В 1782 г. священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Платон написал «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского чудотворца», в котором образным, эмоциональным языком воспроизвел известную историческую канву, поясняя эпизоды жизни и чудеса глубокими экскурсами в христианские первоисточники. В новой Вифанской пустыни в 1795 г. архиерей создал акафист преподобному Сергию Радонежскому. А в 1805 году московским митрополитом была опубликована «Краткая российская церковная история», над которой он годами работал в часы редкого досуга. Подчеркнем, что труд ученого архиерея был построен на летописном материале с привлечением архивных материалов. В Вифании же им была написана автобиография, ставшая впоследствии первоисточником для его учеников, почитателей и заинтересованных публицистов.

Своеобразным памятником митрополиту Платону предстают личные покои в Вифании, которые после его кончины бережно сохранялись монастырским сообществом на протяжении XIX в. В книге реконструирован их первоначальный вид.

О знаменитом архиерее XVIII столетия митрополите Платоне (Левшине) написано немало статей и книг, его имя и деяния не померкли на протяжении двух столетий. Однако издание «Вифания митрополита Платона» насыщено многими новыми и впервые обнародованными материалами, делающими его интересным для специалистов и увлекательным для любителей отечественной истории.

Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Голова Синодального відділу із взаємодії зі Збройними силами освятив паски для російських військовослужбовців у Сирії

Напередодні четверга Страсної седмиці Святіший Патріарх Кирил взяв участь у вечірньому богослужінні в Марфо-Маріїнській обителі в Москві

Патріарше служіння в переддень Великого Четвірка в Марфо-Маріїнської обителі милосердя

Напередодні четверга Страсної седмиці Святіший Патріарх Кирил взяв участь у вечірньому богослужінні в Марфо-Маріїнській обителі в Москві

У Видавництві МДА вийшов перший номер нового наукового журналу «Церковний історик»

Завершила роботу VI Міжнародна патристична конференція, присвячена спадщині святителя Василія Великого

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого [Стаття]

Відкрився VI Міжнародна патристична конференція «Святитель Василій Великий в Богословській традиції Сходу і Заходу»

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші новини

Видавництво Московської Патріархії відкриває нову книжкову серію «Історія однієї родини»

Вийшла в світ нова книга Святішого Патріарха Кирила «Христос Воскрес! Вірити чи не вірити? »

Відбулася презентація книги О.В. Щипкова «Пряме висловлювання»

Відбулося чергове засідання Науково-редакційної ради з видання документів Священного Собору 1917-1918 рр.

У Видавництві Московської Патріархії вийшло чергове перевидання службової Мінеї в 24-х томах

В рамках форуму «Радість Слова» в Тулі пройшли конференції, присвячені розвитку книгорозповсюдження та взаємодії Церкви і творчої інтелігенції

У Тулі відбулася презентація праць Святішого Патріарха Кирила

Видавництво Московської Патріархії випустило першу книгу нової серії «Популярна бібліотека отців і вчителів Церкви»

У Видавництві Московської Патріархії вийшла книга архімандрита Мефодія (Жерева) «Отець Іоанн Кронштадтський. 1829-1908»

Вийшли в світ 7-й і 8-й томи наукового видання документів Священного Собору 1917-1918 рр.