Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

До 25-річчя відкриття Покровського ставропігійного жіночого монастиря

До 25-річчя відкриття Покровського ставропігійного жіночого монастиря
Версія для друку
14 жовтня 2019 р. 20:03

Интервью с настоятельницей Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы г. Москвы игуменией Феофанией (Мискиной).

— Матушка игумения, благословите! В этом году исполняется ровно 25 лет со дня решения Священного Синода об открытии в Москве Покровского ставропигиального женского монастыря. Как Вы узнали об этом событии, которое произошло 24 ноября 1994 года?

— Господь приклонил Свою милость над Россией, и по милости Божией тридцать лет назад на Руси вновь стали открываться храмы и монастыри, в том числе и Покровская обитель. Хотя Покровский монастырь хотели открыть еще раньше, в 1983 году, когда встал вопрос о передаче Церкви одного из московских монастырей. Перед началом подготовки к 1000-летию Крещения Руси в Покровский монастырь приезжал Святейший Патриарх Пимен с владыкой Сергием (Соколовым) и отцом Феодором Соколовым (который мне и рассказал потом об этом), осматривали территорию. Но обитель была в ужасающем состоянии: храмы изуродованы пристройками и перепланировками, стены разрушены, а все здания занимали разные организации — министерства, банки и еще множество арендаторов. Территория захламлена, заставлена машинами, Воскресенский храм занимали бильярдная, спортзал и ночной клуб. Поэтому первым в Москве был возрожден Данилов монастырь, так как там располагалась только детская колония, и поэтому монастырь легче было освободить, а стены и здания были более или менее сохранены. В результате переговоров колонию перевели в другое место, а Данилов монастырь первым передали Церкви в 1983 году. Потом наш Покровский монастырь еще несколько раз хотели открывать. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была зарегистрирована община сестер милосердия, но вскоре она прекратила свое существование, хотя был зарегистрирован устав, было приходское собрание. Но что-то не получилось, и думаю, что было слишком много арендаторов, которые не хотели освобождать территорию и помещения. Поэтому вопрос об открытии Покровского монастыря откладывался.

В 1993 г. Святейший Алексий II обратился к мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову с вопросом об открытии Покровского женского монастыря и передаче всех зданий. Правительство Москвы поддержало решение Патриарха, и в 1994 году 24 ноября было принято решение Священного Синода об открытии здесь женской обители. На тот момент в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монастыря, поэтому Святейший Патриарх Алексий II решил возродить Покровский монастырь как женскую обитель.

— Вас назначили настоятельницей Покровского монастыря немного позже, 22 февраля 1995 года. Как Вы восприняли это назначение? Слышали ли раньше об этой обители? Знали ли, куда едете?

— Нет, я не знала, куда еду и в какой монастырь. Резолюция была, что меня переводят на послушание в Московскую Патриархию. Про Покровский монастырь я никогда не слышала и не знала, где он находится. Я была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, когда прислали резолюцию. До этого я несколько лет несла послушание в Московской Патриархии, сначала при Патриархе Пимене, потом при Патриархе Алексии II, который знал меня и какие ответственные послушания я несла.

Он еще раньше не хотел отпускать меня из Патриархии в Дивеево, но я все-таки отпросилась туда, так как очень любила преподобного Серафима Саровского и очень хотела просто пожить в монастыре, нести послушания, как и все. В 1994 году, еще до открытия Покровского монастыря, Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Дивеево, и уже тогда он предложил мне стать игуменией одного из московских монастырей. Но я очень просила, чтобы меня оставили в Дивеевской обители, у батюшки Серафима.

И вроде бы Патриарх тогда согласился, я успокоилась, что ничего такого не будет, понадеялась, что мою кандидатуру теперь не будут рассматривать. Но в феврале 1995 года меня вызвали в Москву, вручив указ о моем назначении в Покровский монастырь.

— Матушка игумения, скажите, пожалуйста, как Вы помните, с какими чувствами Вы приступили к возрождению обители? Ведь, судя по архивным фотографиям, на которых запечатлены храмы без крестов и другие здания монастыря, здесь была полная разруха, как и в большинстве церквей в то время. Не боялись ли Вы браться за восстановление монастыря — одна, практически без поддержки властей, только по благословению Священноначалия?

— Конечно, поначалу я была в растерянности — с чего начинать, как оформлять документы, где жить, кого просить о помощи, где искать сестер? Помню, сказала о своих сомнениях Святейшему Патриарху Алексию II, когда он вручил мне указ о назначении и дал почитать проект устава монастыря, сказал: «Подойдешь ко мне в 17.00». Я стала читать устав, но вообще ничего не понимала. В назначенное время подошла к Патриарху, вся в слезах, говорю: «Ваше Святейшество, простите меня, мне кажется, Ваш выбор неправильный, я недостойна быть игуменией. Что угодно — любое послушание в Патриархии, как раньше, но только не игуменией. Я же не справлюсь! Пока не поздно, поставьте кого-нибудь другого!» — и все плачу… Патриарх так мудро на меня посмотрел и говорит: «Дай мне устав. Документы пускай юристы смотрят, а ты главное монастырем управляй и открой его. Ты же была в Патриархии экономом, у тебя практика большая, сейчас вон вместо тебя пять человек, и то не справляются». Вызвал отца Владимира Дивакова, поручил ему помочь разобраться с документами и отвести к юристам.

Отец Владимир позвонил, чтобы меня принял советник префекта Центрального округа г. Москвы А.И. Музыкантского Косов Валерий Федорович, который в 1990-1998 годах работал в мэрии Москвы, был ответственным за все религиозные организации. Я его очень боялась, мне рассказывали, что это большой и грозный начальник. Но он отнесся ко мне по-отечески, сразу направил в Москомнаследие, договорился, чтобы приняли. Подсказывал, как и что нужно правильно сделать и оформить, с чего все начинать. В первую очередь нужно было сделать на всех арендаторов подробные справки — кто где сидит и какую площадь занимает, какой деятельностью занимается. Это было очень трудное время, никто не оказывал монастырю никакой финансовой помощи. Даже денег на то, чтобы ездить на метро по инстанциям и оплачивать оформление документов часто не хватало… Говорить об этом Патриарху и просить помощи я боялась.

Мой духовник, отец Поликарп, очень беспокоился и говорил, чтобы мы служили в монастыре молебны, но я боялась: ведь такие бандиты были на территории, что могли просто в живых нас не оставить!

Назначили меня в феврале, но фактически мы с первыми сестрами поселились в монастыре только 1 октября 1995 г., когда нам наконец выдали ключи от первого этажа Покровского храма. Не было ничего необходимого, спали на полу.

И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!». Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились. До революции на территории монастыря было обширное кладбище, где хоронили в том числе многих архиереев, священнослужителей и монашествующих московских монастырей, а также представителей грузинских царских фамилий. В те несколько месяцев после моего назначения настоятельницей, когда я еще жила в Патриархии, я бегала оформляла не только юридические документы, но и собирала исторические справки по монастырю, собирала архивные документы. Наизусть выучила, в честь каких святых были освящены приделы храмов, нашла списки и фото последних братий монастыря, записала их себе в помянник и каждый день им молилась.

Иногда приезжала на территорию монастыря, ходила, сравнивала с историческими фотографиями, что где находилось, как выглядели храмы. Так хотелось, чтобы обитель побыстрее открылась, чтобы возродились былая красота и благолепие — все, как было исторически. Но нужно было пройти время испытаний, чтобы мы набрались терпения.

С Божией помощью, потихоньку, мы начали все восстанавливать. Приехали помогать мои папа с братьями, делали иконостас, я по ночам шила облачение для престола, завесы для алтаря, и за десять дней мы к освящению все приготовили. 13 октября 1995 года уже освятили малым иерейским чином придел в честь преподобного Нила Столобенского (там сейчас покоятся мощи блаженной Матроны), отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова, 14 октября, была совершена Божественная литургия и первый крестный ход вокруг храма.

На душе в тот день была такая радость, что не передать! После этого сразу мы стали служить каждый день, выполняли Дивеевское правило: полунощницу, акафисты Спасителю, Матери Божией, а вечером: вечерние молитвы, чтение Апостола и Евангелия и шли крестным ходом вокруг всей территории с чтением 150 раз «Богородице Дево, радуйся…».

Жили мы в алтаре еще не освященных приделов — центрального и правого, а службы проходили в левом приделе храма. Сестры сами пели. Кухня располагалась в правом приделе. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного, но радость была такая, что монастырь открыт, храмы возрождаются — не передать!

Территория монастыря была открыта, всегда на ней стояли машины арендаторов, бездомные люди жили рядом с Покровским храмом в вагончике, по ночам жгли костры.

Но Господь не оставил Своих чад. Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. И так москвичи узнали, что монастырь восстанавливают, и начали помогать. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор. Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. На 1,5 метра пол храма был засыпан и еще все перекрытия и перегородки. Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший префект ЦАО А.И. Музыкантский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю.

Святейший Патриарх Алексий II очень переживал и всегда интересовался, как продвигается восстановление монастыря. Впервые Предстоятель посетил Покровскую обитель 13 октября 1996 года и отслужил молебен.

Незадолго до этого визита усилиями В.Ф. Косова было выпущено Постановление Правительства Москвы о передаче Церкви всего ансамбля Покровского монастыря. Это позволило в короткий срок, за 3 года, полностью освободить обитель от арендаторов (более 50 организаций). 13 октября Валерий Федорович также пригласил Т.Ф. Виноградову, начальника Управления недвижимости Департамента имущества г. Москвы, которая с тех пор уже много лет помогает обители. И буквально через три дня после визита Патриарха монастырю были переданы свидетельства о безвозмездном пользовании на здания.

За каждый метр помещений порой приходилось буквально воевать: у нас сидело около 50 арендаторов, они никак не хотели уходить, даже после постановления о передаче зданий монастырю. И угрожали, и что только не делали! Мы с сестрами ночами молились, читали разные акафисты, Неусыпаемую Псалтирь, чтобы Господь нам помог. Ездили молиться каждый день к св. Матроне на кладбище и получали быструю помощь. Когда арендаторы уходили, нужно было сразу вовремя сделать акт о том, что арендатор ушел, описать помещение, указать, какая площадь, поехать в Москомнаследие, подписать акт и т.д. Потом мощность оформить, тепло и прочее, и прочее… — бесконечное хождение по организациям. Утром я уезжала, целый день ходила и обивала пороги различных инстанций, а к вечеру приезжала, машины тогда не было, и я ездила на метро. Очень нам помогал А.С. Матросов, который отвечал за согласование всех инженерных коммуникаций: Мосводоканал, Мосэнерго и т.п. Особенно помог при восстановлении колокольни, взорванной в 1926 году, на историческом месте, ведь нужно было убрать все городские коммуникации, которые проходили под колокольней.

К 1 мая 1998 года, когда мощи блаженной Матронушки должны были привезти в наш монастырь, последний арендатор освободил помещения. Вообще с арендаторами это было просто чудо — я вечером ложусь спать, а мне женский голос говорит: «Завтра иди к таким-то арендаторам и проси их освободить помещения». Так было почти каждый день, ведь мы с сестрами постоянно молились. Что удивительно, благодаря молитве арендаторы действительно уходили!

Так чудесным образом перед своим «приходом» к нам Матронушка очистила монастырь от мирских «жильцов», и нам осталось только восстановить все порушенное.

Здесь, конечно, тоже нелегко пришлось: ведь перед проведением реставрационных работ нужно согласовать все проекты в городских инстанциях, получить разрешение на подключение к электрическим сетям, тепло- и водоснабжению, канализации и т.д. и т.п. Постоянно мне приходилось работать с горами бумаг, проводить бесконечные совещания, обивать пороги Москомнаследия, Мосгосэкспертизы и других структур… Слава Богу, почти везде находились люди, которые шли навстречу, помогали делом и советом, поэтому нам удалось все восстановить сравнительно быстро. Хотя и сама стройка тоже постоянно требовала напряжения и внимания: проверять со специалистами, точно ли по проекту все делается, правильно ли установили оборудование, проложили провода и т.д. Бывало, отстою утром Литургию и бегу в кабинет — проводить очередное совещание, а потом все вместе со строителями идем проверять, что сделано. Потом еду куда-нибудь по инстанциям, и так каждый день…

Мобильных телефонов тогда еще не было, и нам очень помогло Министерство топливной энергетики, которое располагалось на 2 этаже Покровского храма. Они помогли нам провести два основных городских телефона, которые функционируют до сих пор.

Ну, а с тех пор, как появились мобильные телефоны, мне приходится почти круглосуточно решать какие-то вопросы: звонят строители, инженеры гостиниц Покровская и Даниловская, реставраторы, художники, представители госструктур, мои помощники, сестры с подворий спрашивают, что где надо, как что делать, и сразу стараемся решить вопрос (а если не получается по телефону, срочно еду на подворье и решаем на месте). Так незаметно дни и пролетают. Приходится контроль вести самой, тогда и мне спокойнее.

— Неужели Вы сами за всем следите лично?

— Конечно, а как по-другому? Я еще с самого начала усвоила, что везде нужен контроль, иначе кто-то будет тянуть с выполнением работ, кто-то хитрить и делать все по-своему… Часто приходится с этим сталкиваться. Хорошо, если на каком-то участке есть проверенный человек, ответственный за работу, но все равно звонишь спрашиваешь. Но в целом, особенно перед сдачей какого-либо объекта, это каждый раз огромная работа по проверке всех деталей и подготовке к сдаче в эксплуатацию.

Мои помощники знают, что если надо делать что-то срочно, значит, нужно сразу бежать и все делать быстро, докладывать четко, а в трудных случаях сразу самим предлагать решение проблем.

Да и со многими организациями уже давно работаем и уже понимаем друг друга с полуслова.

Так с Божией помощью мы отреставрировали Покровский храм — 1-й и 2-й этажи, Воскресенский храм, отстроили заново колокольню на историческом месте, капитально отреставрировали настоятельский и сестринский корпуса, дом причта, возвели стены и башни. Произвели благоустройство всей территории: вымостили гранитом дорожки, разбили клумбы и цветники, посадили новые деревья, сделали ограду у газонов и детскую площадку, поставили лавочки… За оградой монастыря на историческом месте восстановили монастырскую гостиницу, часовню с молельным домом. С Божией помощью возродили три монастырских подворья — в селе Марково при храме Казанской иконы Божией Матери, в Троице-Лыкове при храме Успения Пресвятой Богородицы и построили храм блаженной Матроны Московской на пересечении Варшавского шоссе и МКАД.

— Матушка, скажите, а за какое время Вам удалось все это сделать и привести обитель в такой благолепный, в буквальном смысле цветущий, вид? Как сейчас протекает жизнь монастыря? Сестры только молятся?

— Монастырь полностью, вместе с гостиницей, и монастырские подворья в с. Марково и храм блаженной Матроны на МКАД мы восстановили к 20-летию возрождения обители (2015 год).

Сегодня монастырская жизнь течет своим чередом: каждый день совершаются службы, сестры трудятся на разных послушаниях, в основном принимают паломников. Самое главное, что через эти труды возрождаются души людей, которые в них участвуют: сестер, работников, всех паломников, которые во множестве приходят сегодня в монастырь. Сколько душ человеческих привела к вере блаженная Матрона Московская!

Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать многочисленные истории о ее чудесной помощи в Интернете, а можно просто приехать и поговорить с людьми, стоящими в очереди: большинство из них испытали силу молитв Матронушки на себе и с готовностью рассказывают своим близким о святой старице, приезжают в монастырь вновь и вновь. Нам же остается только по мере сил радушно принимать паломников и создавать условия, чтобы люди могли отдохнуть душой в обители, почерпнуть новые силы.

— Матушка игумения, ведь Вы являетесь не только настоятельницей Покровского монастыря, но и директором православной гимназии, и руководите двумя гостиницами. Даже сложно представить, как Вам удается все совмещать, это же такая нагрузка и для Вас, и для сестер обители. Как вы справляетесь?

— Да, нагрузка большая, но мы каждый день начинаем с молитвы: стоим на полунощнице, акафистах, на Литургии. Это дает духовные силы и бодрость на весь день, ведь мы неоднократно просим помощи у Спасителя, Матери Божией и всех святых. И Господь слышит наши немощные молитвы, утешает и укрепляет. Все послушания мы несем по благословению Священноначалия, во славу Господа и Его Святой Церкви, а значит, на это есть воля Божия.

Сестры трудятся на разных послушаниях — в храме, в трапезной, в канцелярии, в гостиницах принимают высокие делегации и простых паломников, на трех подворьях жизнь тоже полностью организована по монастырскому уставу.

С Божией помощью справляемся. Значит, на то есть воля и благословение Божии, чтобы возрождались не только монастыри и светили миру, но и другие церковные здания восстанавливались. И кому-то ведь нужно нести этот крест — возрождать порушенное в годы лихолетья, поэтому, пока есть силы, будем трудиться.

— Матушка игумения, Вы уже сказали о восстановлении обители, о послушаниях насельниц, а ведь кроме сестер у Вас на попечении еще и дети из монастырского приюта? И, может быть, расскажете поподробнее о монастырских подворьях и о дальнейших планах?

— История создания приюта связана с блаженной Матронушкой. Незадолго до обретения мощей мне приснилась блаженная старица, как она ходит по монастырю, осматривает его, и потом говорит мне: «Все у вас хорошо, только вот одного не хватает: здесь нет детей-сирот, а я их очень люблю». И я стала на колени и стала просить ее: «Матронушка, дорогая, да я открою приют, Вы только придите к нам!» Вскоре после этого в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически оформлять детский приют.

Так по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при монастыре был открыт детский приют, зарегистрированный в 2004 году. Приютские дети очень способные и старательные, они быстро учатся всему полезному: умеют шить, петь, готовить, сервировать стол, играть на музыкальных инструментах, а в школе проходят Закон Божий. Конечно, скажу, дети сложные, постоянно нужно с ними заниматься и обращаться с любовью и вниманием, но другого пути у меня нет. Так благословляет Господь.

Судьба у этих девочек незавидная: большинство из них оказались сиротами при живых родителях. Сейчас в нашем приюте тридцать воспитанниц. Дети учатся по программе общеобразовательной школы, в классах по пять-шесть человек, организован компьютерный кабинет, а на уроках труда им преподается швейное дело, вязание, домоводство. Помимо светского девочки получают духовное образование, участвуют в богослужениях, по силе несут различные монастырские послушания.

В 2010 году состоялся первый выпуск. Мы воспитываем не будущих монахинь, а обычных граждан своей Отчизны. Наши выпускницы сейчас учатся в вузах и получают самые разные профессии: детского врача, медсестры, экономиста, архитектора, ветеринара, учителя, эксперта продуктов, социального педагога и др.

Летом воспитанницы детского приюта отдыхают на монастырском подворье в Подмосковье. Хочется, чтобы дети были всесторонне развиты и имели представление не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще, и годы, проведенные в стенах обители, стали им духовной и нравственной опорой на всю жизнь.

На подворье в селе Марково, где дети так любят бывать во время летних каникул, у нас восстановлен чудесный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Он очень красивый, издавна славился как венчальный и уже полюбился окрестным жителям и дачникам, которые часто приходят на службы. Приезжает и много молодежи: венчаются, крестят детей, молятся по праздникам. С каждым годом приход растет, все новые и новые лица на богослужениях. Мы постарались создать семейную обстановку: построили трапезную, церковную лавку, сделали детскую площадку для самых маленьких.

После службы на престольные праздники организовываем угощение для всех прихожан — чай с булочкой, на Рождество и Пасху воспитанницы нашего приюта дают для прихожан концерты. А сестры несут послушания и в храме, и на подсобном хозяйстве: ухаживают за коровами, курами, цесарками, лошадьми. На полях, в огороде и в теплицах выращивают овощи, фрукты, ягоды, зелень. Есть у нас и пруды, где мы разводим карпов. Подворье в с. Марково — это как отдельный монастырь в глубинке, мы из Москвы приезжаем туда отдохнуть от городской суеты.

На подворье при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове свои особенности. На территории расположена православная гимназия, где учится около 100 ребят из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Они учатся по программе средней школы, а также изучают Закон Божий, церковное пение и другие предметы, согласно конфессиональному представлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Душа радуется, что дети войдут во взрослую жизнь, имея за плечами годы обучения в православной гимназии, и очень надеюсь, что это поможет им в дальнейшем правильно выбрать жизненный путь и стать примером подлинно христианской жизни для окружающих. Я всегда молюсь об этом.

Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я являюсь и.о. генерального директора гостиницы «Даниловская». С августа 2018 года мы занимаемся ремонтом здания гостиницы. Постепенно с Божией помощью она преображается, и мы имеем возможность на достойном уровне принимать делегации, архиереев, священнослужителей, паломников и других гостей. Мы стараемся каждого принять с любовью, позаботиться обо всех гостях, так что многие отмечают домашнюю обстановку, которая присутствует у нас в гостинице.

— В текущем году во исполнение решения Архиерейского Собора и Священного Синода в монастыре были открыты Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Как Вы считаете, духовное образование необходимо для сестер?

— Да, я думаю, что это очень полезно, в том числе и для меня самой. Конечно, мы, как и в любом монастыре, постоянно бываем в храме, на службе, слушаем священные тексты, читаем на трапезе и в кельях поучения святых отцов. Но важно знать и догматику, и историю Церкви, разбираться и в толковании Священного Писания, и в тонкостях уставного богослужения и церковнославянского языка. Правда, в наших условиях непросто выбрать время для учебы, поэтому, наверное, мы открыли курсы только сейчас, после полного восстановления монастыря. Надо сказать, что сестры с интересом относятся к занятиям. Пока занятия по Священному Писанию Ветхого Завета проходят один раз в неделю, поскольку чаще нам сложно собрать вместе всех сестер и из монастыря, и с подворий.

Было бы хорошо, если бы на таких курсах еще преподавали главную монастырскую науку — послушание и отсечение своей воли. Но эту науку из наук можно постигнуть только на собственном опыте жизни в монастыре, а книги здесь — только подспорье. Я сама уже больше 30 лет изучаю эту науку, и все равно постоянно приходится учиться: каждый день что-то меняется, видишь что-то новое в себе и в других. Пытаешься работать над собой, увещевать других, что-то получается, что-то нет, бывают и ошибки, и этим учимся жить, но это тоже опыт, который помогает нам осознать свои немощи. Наверное, до конца жизни будем учиться. И слава Богу, что мы живем в монастыре и имеем такую возможность, ведь монастырь — это институт отречения от своей воли и истинной монашеской жизни.

— И в этом институте Вам и насельницам монастыря приходится не только самим каждый день учиться, но и принимать многочисленных паломников, ежедневно приходящих к мощам блаженной Матронушки. Расскажите, где Вы берете силы?

— Чтобы принимать паломников, нужно прежде всего очень любить Господа, доверять Ему, ведь без воли Божией мы не были бы поставлены в такие условия, когда постоянно приходится общаться с народом. Надо любить народ, хотя все такие разные, со своими проблемами и скорбями приходят. Поэтому мы каждый день просим помощи у Царицы Небесной и у блаженной Матронушки Московской, к честным мощам которой приходят паломники.

Все условия у нас созданы: службы каждый день утром и вечером, трапезная, гостиница, на улице лавочки, открыт монастырь ежедневно с 7.00 до 20.00, в субботу и воскресенье с 6.00 до 20.00, летом последние паломники уходят уже после 22.00. Очень много молодежи приходит — и группы школьников, и спортсмены перед соревнованиями, и студенты перед экзаменами.

Стараемся по возможности всех с любовью принять, накормить, утешить. Это же так просто — только доброе слово скажешь, а человеку уже легче. Он успокаивается, понимает, что не один, что он может попросить помощи у Господа, у святых. И очень много тех, кто потом возвращается, чтобы поблагодарить Матронушку.

Дай Боже, чтобы вера православная в нашем народе укреплялась и давала сил в наше непростое время! А мы каждый день об этом молимся и просим молитв у всех, кто приходит к нам в обитель.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Голова Фінансово-господарського управління провів виїзну нараду з питань збереження об'єктів культурної спадщини Псковської єпархії

У Тимірязівській академії проходить семінар з підвищення якості сільськогосподарських робіт у монастирях

Патріарше вітання настоятельці Покровського Хотькового монастиря ігумені Олімпіаді (Барановій) з 40-річчям чернечого постригу [Патріарх : Привітання та звернення]

Патріарше вітання наміснику Ніколо-Угреського ставропігійного монастиря ігумену Мефодію (Зінковському) з 25-річчям чернечого постригу [Патріарх : Привітання та звернення]

У 15-ту річницю від дня кончини Святішого Патріарха Алексія II митрополит Воскресенський Григорій звершив заупокійне богослужіння у Богоявленському соборі м. Москви

Заупокійне богослужіння у Богоявленському кафедральному соборі у 15-у річницю від дня кончини Святішого Патріарха Алексія ІІ

Портрет Патріарха Алексія II пензля македонського художника передано в дар музею Валаамського монастиря

Митрополит Воскресенський Діонісій звершив літію за Патріархами Алексієм I та Алексієм II

Голова Фінансово-господарського управління провів виїзну нараду з питань збереження об'єктів культурної спадщини Псковської єпархії

Митрополит Будапештський Іларіон: Ватикан поступився лібералам у питанні одностатевих пар [Iнтерв'ю]

Патріарша рада з культури провела нараду єпархіальних древлехранителів, архітекторів та представників єпархіальних відділів культури

У Москві продовжиться реставрація ансамблю Донського ставропігійного монастиря

Інші iнтерв'ю

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

Протопресвітер Володимир Диваков: В юності нам говорили, що з Церквою скоро буде покінчено

Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания»

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

Архімандрит Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину від Бога — все вибудовується правильно

Свічка від свічки

«Найважче біженцям з інтелігенції». Про роботу церковного штабу допомоги біженцям у Москві

«Музика на дотик»

«З людьми Донбасу розлучатися не збираємося». Як московська церковна лікарня допомагає у Маріуполі, Луганську та Донецьку

Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: Забвение может привести к потере национальной идентичности