Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Від типової програми бакалаврату до літургійної магістратури

Від типової програми бакалаврату до літургійної магістратури
Версія для друку
24 грудня 2022 р. 15:11

На современном этапе развития духовного образования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил задачу предоставить выпускникам бакалаврских программ возможность развивать различные научные направления уже на уровне обучения в магистратуре. Как известно, открытие новых магистерских профилей в духовных учебных заведениях санкционируется Священным Синодом Русской Православной Церкви, и новые программы не должны дублировать уже существующие. Поэтому магистерская программа по литургике, не имеющая аналогов в высших духовных учебных заведениях, открытие которой анонсировано председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиереем Максимом Козловым, является перспективной и востребованной. О новой магистерской программе по литургике, ее содержании и актуальности секретарь Координационной рабочей группы Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете иерей Константин Рева побеседовал с ведущими специалистами этой теологической специализации: заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД иереем Михаилом Желтовым и советником ректора ОЦАД профессором А.М. Пентковским, принимающими непосредственное участие в подготовке данной программы.

Иерей Константин Рева: В недавнем интервью протоиерей Максим Козлов отметил, что литургика на сегодняшний день относится к числу дисциплин, с усвоением которых у студентов бакалавриата духовных школ есть серьезные проблемы. И это обусловлено, по его словам, двумя причинами: во-первых, использованием в учебном процессе устаревших методик, во-вторых, недостаточным профессиональным уровнем отдельных преподавателей этой дисциплины. Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы изменить нынешнюю ситуацию?

Иерей Михаил Желтов: Преподавание литургики в духовных школах в значительной мере опирается на конспекты лекций, сделанные еще во времена СССР. Но проблема даже не в этом, а в том, что само изучение литургики в те времена было построено по принципу простого описания последований церковных служб, с минимальным комментарием. Достижения исторической литургики — даже русской дореволюционной школы — учитывались в ходе преподавания в минимальной степени (исключение составляют конспекты лекций М. Арранца, прочитанных им около полувека назад в Ленинградской духовной академии, но взятые сами по себе, в отрыве от общего контекста методик преподавания, они также не очень «работают»). Поэтому нет сомнений в том, что методическое обеспечение по всему кругу предметов духовных школ, связанных с литургикой, нуждается в обновлении. Относительно же преподавателей этих предметов можно сказать следующее. Богослужение — важнейшая составляющая церковной жизни, поэтому знатоков церковного устава, гимнографии, приходских и монастырских традиций у нас вполне достаточно. Однако преподавание требует следования определенной методике, а с ней, как уже было сказано, есть сложности. Кроме того, преподавателю литургики нужно быть погруженным не только в церковную практику, но ориентироваться, хотя бы немного, в научной литературе по истории и развитию богослужения. В дореволюционные времена русские духовные школы блистали целым созвездием исследователей исторической литургики, находившихся тогда в авангарде мировой науки. Тяжелые события XX века фактически разрушили русскую литургическую школу. В наши дни следует стремиться к возрождению ее славных традиций.

А.М. Пентковский: На встречах преподавателей литургики, организованных профильным Сообществом преподавателей при поддержке Учебного комитета, неоднократно отмечалось, что проблема низкого уровня остаточных знаний у студентов духовных учебных заведений по литургике состоит именно в устаревшей методике, а не в нерадивости учащихся, но сами преподаватели литургики, особенно преподаватели региональных духовных школ, во многом оторванные от центральных духовных школ и библиотек, не имеют достаточных возможностей и ресурсов для самоподготовки и для самостоятельного изменения ситуации. Поэтому на уровне Учебного комитета было принято решение о создании новой типовой программы литургики для бакалавриата, которая и была принята на коллегии Учебного комитета 22 апреля 2021 г. В свою очередь, логическим продолжением указанной программы является создаваемая магистратура, целью которой является в том числе и подготовка высококвалифицированных преподавателей литургики для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Иерей Константин Рева: Какие основные цели и задачи стоят перед создаваемой магистратурой? Каким будет содержание новой магистерской программы? Какие фундаментальные курсы и спецкурсы будут изучать магистранты?

Иерей Михаил Желтов: Одна из основных целей заключается в восстановлении традиций русской литургической школы, какой она была до известных событий первой трети XX в. Задачи — прежде всего, разработка рабочей методологии для подготовки специалистов по исторической литургике, ее апробация, и, наконец, воспитание кадров, обладающих надлежащими знаниями и умениями как для выполнения научной работы в этой области, так и для преподавания в духовных школах, прежде всего — на уровне бакалавриата. Преподаватель должен обладать кругозором, который намного выходит за рамки его рабочей программы. Если, скажем, рассказывать студентам о церковном уставе, просто перечисляя уставные рубрики о порядке составления типовых служб, не осознавая, как они формировались и почему, какие исторические процессы за этим стояли, вряд ли удастся по-настоящему заинтересовать этим слушателей. Поэтому знания в области исторической литургики необходимы не только исследователям, но и преподавателям духовных школ.

А.М. Пентковский: В число основных курсов этой магистратуры будут входить специализированные курсы, посвященные древнему богослужению эпохи Второго Храма, церковным структурам и богослужению начального периода истории христианства, богослужению главных церковных центров «антиохийского литургического пространства» (Антиохии, Иерусалима и Константинополя), богослужебным текстам, богослужебным книгам и их истории, истории южно- и восточнославянского богослужения.

Иерей Константин Рева: Как содержание магистерской программы будет соотносится с новой методикой изучения литургики на бакалавриате, отраженной в типовой рабочей программе, апробация которой ведется в духовных академиях и семинариях уже второй год?

А.М. Пентковский: Поскольку преподавание литургики на бакалавриате является одной из проблемных точек, о чем свидетельствуют материалы инспекционных проверок Учебного комитета, то подготовка преподавателей, ориентированных на преподавание по новой типовой программе литургики для бакалавриата, является одной из приоритетных задач новой магистерской программы, создаваемой с ориентацией на новую программу бакалавриата.

Иерей Константин Рева: Вы упомянули о различных дисциплинах, связанных с исторической литургикой, и это понятно и обоснованно, ведь еще архиепископ Филарет (Гумилевский), заложивший основы исторической литургики в Московской духовной академии, ректором которой он был в 1836-1841 гг., отмечал, что «теория богослужения, не опирающаяся на исторические данные, — ложная теория сама по себе и вредная по своим последствиям», вместе с тем, новая магистерская программа призвана готовить не только исследователей, но и преподавателей. В свою очередь, для будущей педагогической деятельности важно освоение методики преподавания литургики и литургического богословия, чтобы студенты не только знали порядок совершения богослужения, но и понимали его содержание. Будут ли предусмотрены в учебном плане магистратуры дисциплины и практики, обусловленные этими задачами?

А.М. Пентковский: Да, это так. «Историко-литургический раздел» присутствовал в программах духовных учебных заведений и в недавнее время, а теперь многие компоненты этого раздела, традиционного для русских духовных школ, будут представлены в программе новой магистратуры, но в углубленной и одновременно расширенной форме. Соответственно, программа предполагает не только изучение истории богослужения и его развития, но и раскрытие и углубленное изучение таких тем, которые соответствуют темам из различных разделов типовой программы по литургике (бакалавриат), а также рассмотрение типичных случаев представления этого материала в учебном процессе. В частности, этому может быть частично посвящена педагогическая практика, предусмотренная в IV семестре.

Иерей Константин Рева: Оказывают ли какое-либо влияние ваши научные интересы на те курсы, которые вы будете преподавать в рамках новой магистерской программы и в целом на набор и тематику курсов этого профиля?

Иерей Михаил Желтов: Отчасти да. Курсы, которые планирую преподавать лично я, будут посвящены содержанию византийского Евхология — прежде всего, истории, текстологии, толкованию чинов Божественной литургии, Крещения, других важнейших священнодействий, а также традиции символических толкований богослужения в Византии и в Древней Руси. Вопреки некоторой критике в отношении последних, высказывавшейся в новейшее время, для христиан Средневековья они были средством существенно расширить восприятие богослужения, дополнить его мистическое содержание новыми оттенками смысла. Я достаточно много занимался этими темами, им посвящен ряд моих статей в «Православной энциклопедии», различных научных изданиях. Но и другие аспекты исторической литургики и гимнографии — включая те, которые будут рассматриваться в курсах других преподавателей, начиная от установлений и богословских аспектов храмового богослужения и иных традиций межзаветного иудаизма и заканчивая богослужением в славянских Церквах, — также так или иначе входят в круг моих собственных научных интересов.

А.М. Пентковский: Те курсы, которые я предполагаю преподавать в рамках этой магистерской программы, выходят за рамки курсов, которые я ранее читал в Московской духовной академии, но именно эти темы привлекают мое внимание в последние годы. Речь идет о курсе, посвященном истории церковных структур и богослужения в I-V вв., а также способам регламентации деятельности церковных структур начального периода, и о курсе, в котором рассматриваются парадигмы литургического развития, принципы и механизмы формирования и воспроизведения литургической традиции. Но эти курсы, по моему представлению, вполне вписываются в магистерскую программу. Исторические же курсы (Антиохия — Иерусалим — Константинополь) будет читать иеромонах Епифаний (Булаев), недавно защитивший великолепную диссертацию по истории византийского Октоиха, над которой он работал под руководством отца Михаила Желтова. Итак, традиция продолжается.

Иерей Константин Рева: Планируется ли помимо истории византийского и славянского богослужения в новой магистерской программе, изучение литургических традиций армянской, коптской и иных Древних нехалкидонских Церквей, что актуально не только с точки зрения расширения исследовательского инструментария, но и с учетом активизации диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквями?

Иерей Михаил Желтов: Да, изучение иных древних богослужебных традиций, помимо византийской, также рассматривается как одна из сторон программы. Впрочем, такое изучение требует специальных знаний — прежде всего, языковых, — которыми часть учащихся, очевидно, не будет обладать. Тем не менее те, кто проявит интерес к этим темам и окажется способен к работе с соответствующими источниками, получит возможность развиваться как ученый в интересующей его сфере.

Иерей Константин Рева: Говоря об открытии магистерской программы по литургике, протоиерей Максим Козлов отметил, что для подготовки к поступлению будет осуществляться набор на специализированный «подготовительный курс», где особое внимание будет уделено изучению древних языков. Насколько такая подготовка необходима и в чем она заключается?

Иерей Михаил Желтов: Современное православное богослужение наследует византийской традиции, языком которой был древнегреческий. А это значит, что изучать православное богослужение без знания древнегреческого языка — попросту невозможно. До революции древнегреческий и латынь самым серьезным образом изучались в гимназиях и семинариях, поэтому для учащихся духовных академий — а это та ступень обучения, которая сейчас именуется «магистратурой» — проблем с чтением оригинальных текстов не возникало. Сейчас, к сожалению, достаточными познаниями в области классической филологии обладают лишь единицы. Поэтому подготовительный курс будет сосредоточен, прежде всего, на изучении древнегреческого языка, а также восполнении тех пробелов в знаниях по литургике в рамках программы бакалавриата, которые, возможно, имеются у абитуриентов программы.

Иерей Константин Рева: В дополнение к подготовке профессиональных преподавателей литургики, ориентированных на типовую программу бакалавриата, важной задачей является повышения профессионального уровня действующих преподавателей литургики. Что, на ваш взгляд, в этом направлении нужно сделать? Как решению этой задачи может способствовать новая магистерская программа ОЦАД?

А.М. Пентковский: Вопрос подготовки новых преподавателей не может быть отделен, по моему мнению, от вопроса о профессиональной переподготовке действующих преподавателей литургики, так как все они прошли обучение по старой программе и многие, как показал недавний круглый стол, проведенный Сообществом преподавателей литургики 6 декабря этого года, испытывают сложности с подготовкой материала и проведением занятий по новой типовой программе. Соответственно, центр подготовки преподавателей, которым призвана стать новая магистратура, должен стать, полагаю, и центром их переподготовки.

Иерей Константин Рева: Насколько необходимы, по вашему мнению, не только регулярные краткосрочные курсы повышения квалификации, которые проводятся силами Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви, но и специальная программа профессиональной переподготовки, где преподаватели могли бы системно освоить новые методики преподавания литургики?

Иерей Михаил Желтов: Возможно, организация подобной программы была бы полезна; впрочем, реализация этого предложения в самое ближайшее время не кажется мне реалистичной. Как правило, преподаватели духовных школ — состоявшиеся люди, с семьями и заботами, нередко в священном сане. Проходить длительную программу профессиональной переподготовки таким людям может существенно затруднить их занятость. Напротив, организация краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей литургики, как мне кажется, более чем необходима.

А.М. Пентковский: Полагаю, что скорее рано, чем поздно, мы придем к выводу о необходимости специальной переподготовки, так как в ближайшее время едва ли возможно подготовить достаточное количество преподавателей литургики, прошедших обучение по новой типовой программе бакалавриата и подготовленных в магистратуре для преподавания по этой программе. Формат краткосрочных курсов и круглых столов не позволяет обеспечить требуемую переподготовку, в том числе и по формальным причинам. Едва ли вопрос о профессиональной переподготовке по программе «Литургика» будет отложен «в долгий ящик», а это, в свою очередь, приведет к необходимости разработки соответствующих программ. По сути, речь идет о программе профессиональной переподготовки «типа Б (для преподавателей)», отличной от профессиональной переподготовки «типа А (для обучения в магистратуре)», которая в настоящее время уже разработана в ОЦАД. И в таком случае центр подготовки преподавателей станет, как уже было отмечено, и центром их переподготовки, так как специфика ОЦАД, по словам ректора, «может состоять в том, чтобы быть равно удаленной от бакалавриата всех высших духовных учебных заведений».

Иерей Константин Рева: Каких абитуриентов ожидает ОЦАД и что бы вы порекомендовали учащимся бакалавриата духовных учебных заведений, которые хотели бы проходить обучение на магистерской программе по литургике?

Иерей Михаил Желтов: Прежде всего, мы ждем в качестве слушателей тех, кто живет богослужением и хочет разобраться с его содержанием как можно глубже.

А.М. Пентковский: Мы надеемся, что в числе обучающихся будут и победители общецерковной Олимпиады по теологии для выпускников бакалавриата высших духовных учебных заведений, тем более что в наступающем году базовым вузом для проведения ее очного тура будет ОЦАД. А также рекомендую не откладывать далеко словари и учебники древних и новых языков.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Затверджено склад редакційної ради наукового журналу «Богослов»

Патріарше вітання наміснику Ніколо-Угреського ставропігійного монастиря ігумену Мефодію (Зінковському) з 25-річчям чернечого постригу [Патріарх : Привітання та звернення]

Патріарше вітання єпископу Сергієво-Посадському Кирилу з 25-річчям чернечого постригу [Патріарх : Привітання та звернення]

У єпархіях Білоруського екзархату пройшов курс лекцій з православної еклезіології

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Целительница» [Документи]

У Видавництві Московської Патріархії вийшло окреме видання служби преподобному Гавриїлу Самтаврійському

Текст служби свята Стрітення Господнього церковнослов'янською та російською мовами з поясненнями і коментарями [Документи]

Священний Синод затвердив низку богослужбових текстів

У Москві відбулася презентація книги «Благочиння як інститут церковного управління: історія та сучасність»

Відбулося чергове засідання редакційної ради журналу «Церква і час»

Відбулася перша зустріч у рамках навчально-просвітницької програми ОЦАД із вивчення спадщини сирійської християнської традиції

У видавництві ЗЦАД побачила світ збірка матеріалів конференції «Церква і час»

У Навчальному комітеті відбувся перший навчальний вебінар для вищих навчальних закладів «Підготовка до реалізації проєкту "Пам'ять Церкви"»

Відбулося чергове засідання Міжвідомчої координаційної групи з викладання теології у вишах

У Санкт-Петербурзькому державному університеті відбулося засідання Ради Науково-освітньої теологічної асоціації

НДУ ВШЕ та ЗЦАД провели курс для керівників духовних навчальних закладів про можливості застосування штучного інтелекту

Інші iнтерв'ю

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверський і Кашинський Амвросій: Ми розслабилися, насамперед духовно

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза

«Не пропагандист, і військовий, а духівник...». Ректор Донської духовної семінарії протоієрей Тимофій Фетісов розповів про підготовку військових священиків

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоієрей Вадим Суворов: «Завдання духовної школи — виховати майбутніх пастирів, здатних піти у світ і привести його до Бога»

А.Є. Акопян про книгу «Вступ до арамеїстики та сирології»

Протоієрей Тимофій Фетісов: «Випадкових людей у нас не повинно бути...»

Игумен Петр (Еремеев): Восстановить архитектурный ансамбль монастыря порой проще, чем создать условия для развития монашеской общины