Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка «Резная икона: живая традиция»

В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка 'Резная икона: живая традиция'
Версия для печати
17 августа 2005 г. 17:12

В Государственном музее истории религии проходит выставка «Резная икона: живая традиция», которая будет открыта по 30 августа 2005 года, сообщается на сайте «Музеи России».

На совместной выставке Государственного музея истории религии и мастерской Рашида и Инессы Азбухановых представлены образцы резной иконы от XVII до нач. XX века из фондов музея и работы двух современных мастеров — Рашида и Инессы Азбухановых. 

В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. «Иконы на рези» именовали их древние летописи.

Считается, что объемные изображения не характерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. Объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего Синода, в 1722 пытался их запретить Петр I, а в 1832 году — Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.

Образцами «икон на рези» служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это рельефные образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в. Святой Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом — в левой.

Музей представляет резные иконы, представляющие разные региональные центры, в том числе такие крупные, как Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь. Широко представлены произведения, выполненные мастерами духовного центра Русского Православия – Троице-Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX — начале XX веков.

Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сохраняя свои мотивы, символы, композиции, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива.

Православие.ru/Патриархия.ru

Другие новости

В Пятигорске открылась выставка-форум «Радость Слова»

Злоумышленники подожгли сад на территории подворья Русской Церкви в Хевроне

В Синодальном отделе по церковной благотворительности запускают проект «Школа социального служения»

Все больше храмов Русской Православной Церкви становятся доступными для незрячих людей

Память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и пострадавших с ним почтили в Санкт-Петербурге

В Чебоксарской епархии открыли учебный класс сестер милосердия

В правительстве Ярославской области обсудили развитие маршрута «Великий русский северный путь»

Частица мощей святителя Николая Чудотворца будет принесена в Алексеевский ставропигиальный монастырь Москвы

В 25-ю годовщину гибели АПЛ «Курск» в епархиях Русской Православной Церкви совершены заупокойные богослужения

Православная книжная выставка-форум «Радость Слова» откроется в Пятигорске