Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка «Резная икона: живая традиция»

В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка 'Резная икона: живая традиция'
Версия для печати
17 августа 2005 г. 17:12

В Государственном музее истории религии проходит выставка «Резная икона: живая традиция», которая будет открыта по 30 августа 2005 года, сообщается на сайте «Музеи России».

На совместной выставке Государственного музея истории религии и мастерской Рашида и Инессы Азбухановых представлены образцы резной иконы от XVII до нач. XX века из фондов музея и работы двух современных мастеров — Рашида и Инессы Азбухановых. 

В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. «Иконы на рези» именовали их древние летописи.

Считается, что объемные изображения не характерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. Объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего Синода, в 1722 пытался их запретить Петр I, а в 1832 году — Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.

Образцами «икон на рези» служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это рельефные образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в. Святой Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом — в левой.

Музей представляет резные иконы, представляющие разные региональные центры, в том числе такие крупные, как Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь. Широко представлены произведения, выполненные мастерами духовного центра Русского Православия – Троице-Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX — начале XX веков.

Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сохраняя свои мотивы, символы, композиции, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива.

Православие.ru/Патриархия.ru

Другие новости

В Махачкале прошла конференция, посвященная профилактике религиозной нетерпимости

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности встретился с епископом Бердянским Петром

Выставка-форум «Радость Слова» пройдет в Тобольске

А.В. Щипков выступил на сессии «Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека» в рамках Петербургского международного экономического форума

В Общественной палате РФ представители Церкви приняли участие в заседании круглого стола, посвященном отцовству как традиционной семейной ценности

Представитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению провел семинар по церковной помощи наркозависимым в Томске

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании Межведомственной комиссии по реализации стратегии государственной политики в отношении казачества

Святейший Патриарх Кирилл: Неправедная прибыль — это грех

Святейший Патриарх Кирилл: Для роста населения необходимо горизонтальное развитие территорий

Представитель ОВЦС принял участие в открытии заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом