Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Забота о своей пастве для Патриарха важнее всего остального

В.Р. Легойда: Забота о своей пастве для Патриарха важнее всего остального
Версия для печати
11 марта 2016 г. 22:59

Месяц назад состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. О том, какие изменения она повлекла в отношениях между двумя крупнейшими христианскими конфессиями, привело ли подписание совместного заявления к приближению мира на Ближнем Востоке и возможны ли новые встречи Предстоятелей Церквей, в интервью РИА «Новости» рассказал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда

— Владимир Романович, что изменилось за прошедший со встречи Патриарха и Папы месяц в отношениях двух Церквей и вообще в мире?

— На самом высоком уровне обозначена новая страница в диалоге Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической. Это важная, историческая перемена в отношениях, которые непросто было восстановить после сложной многовековой истории. Святейший Патриарх и Папа Римский увидели друг в друге движимых христианской совестью соработников в актуальных для всех христиан общественных вызовах. Среди них — ситуация на Ближнем Востоке и кризис традиционных ценностей, прежде всего семейных. Здесь предстоит пройти большой путь, но это результат достижим.

Мир меняется только тогда, когда каждый христианин поступает по Евангелию в каждый момент своей жизни и не думает, что кто-то может сделать это за него.

При этом важно еще раз подчеркнуть, что в вероучении Русской Православной Церкви ничего не меняется. Все опасения, высказывавшиеся православными верующими после встречи в Гаване, понятны, но еще и еще раз следует сказать: оснований для беспокойства нет, наша Церковь никогда не пойдет на компромисс в вероучительных вопросах, никогда не откажется от верности Священному Преданию. Что, впрочем, не мешает нам общаться и с инославными, и с представителями других религий.

— Как реализуются пункты подписанной в Гаване совместной декларации?

— Декларация религиозных лидеров — это не Уголовный кодекс, невозможно кого-либо заставить ее соблюдать. Но если, прочитав ее, кто-то, например, создаст семью, отказавшись от личного комфорта ради рождения детей, или поможет собрату христианину, изгнанному с Ближнего Востока, то, значит, декларация реализована в полной мере. Измерить результат тут невозможно.

— Как Вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, а также в секулярной Европе — есть ли какие-то намеки на улучшение?

— Положение христиан на Ближнем Востоке остается чрезвычайно трудным, секулярные тенденции сильны в жизни многих народов Европы и за ее пределами. Странно было бы ожидать мгновенных изменений там, где ситуация формировалась годами или даже столетиями.

— Окрепла ли после встречи Предстоятелей Церквей надежда на сохранение культурной идентичности и христианского лица Европы?

— Если бы не было надежды на то, что христиане будут идти по пути спасения, то наш мир бы прекратил свое существование. Зачем бы тогда бы он был нужен?

Кстати, надежда в христианском понимании — это больше, чем просто оптимизм. Надежда связана с уверенностью. Вспомним новозаветные слова: «от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:4-5).

— Можно ли говорить о снижении угрозы «новой большой войны» и напряжения между странами, в частности, между Россией и США, после саммита в Гаване?

— Политические анализы не являются уделом церковного служения. Однако там, где в сердцах людей побеждает гордыня, властолюбие, жажда наживы, случаются войны как одно из самых страшных проявлений падшей человеческой природы. «Большая война» всегда начинается в сердце маленького человека, которого грехи превращают в ненавистника и убийцу себе подобных.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что многие политические лидеры и государственные деятели говорили о важности гаванской встречи как примера диалога, начавшегося после длительной напряженности в отношениях. Ярким примером сближения сторон назвал встречу премьер-министр России Дмитрий Медведев, а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров привел совместную декларацию Патриарха и Папы в качестве ориентира для деятельности Совета ООН по правам человека.

Также исключительно положительно отозвались о встрече и ее результатах кубинские лидеры и президент Парагвая Орасио Картес, которого Патриарх Кирилл посетил сразу после встречи на Кубе.

— А изменилось ли что-то в отношении к украинским греко-католикам, в оценке действий Украинской греко-католической церкви?

— Уния остается тем вопросом, окончательное решение которого до сих пор не найдено, и который осложняет диалог между православными и католиками. Впрочем, в любом случае необходимо идти по пути преодоления исторических обид.

Нас не оставляет безучастными и судьба простых верующих, которые стали заложниками той церковной политики Ватикана, которая породила унию и спустя века была признана ошибочной.

— Намечены ли какие-то новые шаги в совместной деятельности — развитие паломничества, обмен святынями, какие-то проекты в сферах культуры и благотворительности? 

— У нас идет постоянный диалог в названных Вами сферах, он является открытым и взаимоуважительным. Например, как Вам хорошо известно, католики держат для православных паломников открытым доступ к мощам чтимых в православной церкви святых первых веков христианства.

— Каков должен быть повод, чтобы произошла вторая встреча? Если теоретически такое предположить, то через сколько месяцев и где она возможна?

— Призвание главы Церкви — прежде всего, забота о своей пастве, которая является первичной по отношению ко всему остальному, в том числе к встречам с главами других религиозных общин.

Беседовал Алексей Михеев 

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве пройдет пресс-конференция, посвященная Всероссийской неделе семьи «7Яфест»

Представители Русской Церкви приняли участие в международном круглом столе на тему межрелигиозного взаимодействия в странах БРИКС

В Москве состоялось очередное заседание Священного Синода

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений

Патриарший экзарх Западной Европы представлял Русскую Православную Церковь на торжествах интронизации Папы Римского Льва XIV

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Льву XIV с избранием на престол Римско-Католической Церкви [Патриарх : Приветствия и обращения]

Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в прощании с Папой Римским Франциском

Начался визит председателя Отдела внешних церковных связей в Италию и Ватикан

Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского Франциска

Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел России

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в мероприятиях по случаю освящения храма Армянской Апостольской Церкви в Минске

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Маронитской Церкви

Другие интервью

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру