Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Версия для печати
12 марта 2020 г. 13:18

11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви (журнал № 17).

Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко; †1931). Окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-психиатром в Сокольниках, фронтовым врачом на Австрийском фронте, терапевтом-практиком. В 1922-28 гг. был главным врачом больницы Таганской тюрьмы. По благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно принял монашество. В 1927 г. не принял Декларацию митрополита Сергия. Был рукоположен в сан пресвитера в Петербурге в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови) еп. Димитрием (Любимовым), затем во епископы. С 1929 г. стал жить в Серпухове и возглавил движение иосифлян в Московской области. В Серпухове к нему перешли все 18 приходов; то же самое произошло в Коломне. Большинство приходов в Звенигороде, Волоколамске, Переславле Залесском и других городах также перешли к иосифлянам. 24 мая 1929 г. епископ Максим был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей за свою церковную позицию и деятельность. Был отправлен на Соловки, где был назначен врачом во время эпидемии сыпного тифа. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) и другими заключенными епископ Максим совершал тайные богослужения в лесу. В 1931 г. епископ Максим (Жижиленко) был вызван в Москву по новому делу и заключен в Бутырскую тюрьму. Расстрелян 4 июня, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. 

Епископ Нарвский Сергий (Дружинин; †1937). За долгие годы пастырского служения владыка был насельником Валаамского монастыря, Александро-Невской лавры и Троице-Сергиевой пустыни, в которой в 1915-19 гг. служил настоятелем в сане архимандрита. 10 (23) ноября 1924 г. отец Сергий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В декабре 1927 г. епископ отделился от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в конце 1929-30 гг. фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 г. принял мученическую кончину по приговору НКВД.

Священник Константин Жданов (†1919). В 1892 г. поступил в Литовскую духовную семинарию в г. Вильна (ныне Вильнюс), однако через два года в связи со смертью матери был вынужден оставить учебу и устроиться работать на Полесские железные дороги. В 1900 г. после успешной сдачи экзаменов при Литовской духовной консистории был рукоположен во диакона и назначен в храм одной из деревень Дисненского уезда. Вскоре, получив известие о смерти отца, подал прошение о перемещении на Успенский приход в родной деревне, чтобы иметь возможность заботиться о младших братьях и сестрах. 30 апреля 1900 г. викарий Литовской епархии епископ Ковенский Михаил (Ермаков) рукоположил диакона Константина в сан иерея и назначил настоятелем Успенского храма в с. Старошарковщизна.. В 1912 г. состоялось освящение новой Успенской церкви, строительством которой руководил отец Константин. Он также был известен как талантливый проповедник и педагог. В 1904 г. был назначен законоучителем Ждановского народного училища, в 1908 г. — Сосновского и Григоровщинского народных училищ. С конца 1918 г. в Старошарковщизне действовала коммунистическая ячейка, известная особенно жестоким отношением к представителям духовенства и монашествующим. Весной 1919 г. Константин был арестован. Среди местных жителей начался сбор подписей с просьбой о его освобождении. Отец Константин был отправлен в Дисну, где вместе с другими священниками ночью 29 апреля был выведен к месту казни. Видя нетрезвое состояние конвоиров, священник Михаил Синявский предложил отцу Константину бежать, однако тот ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Священнику Михаилу удалось скрыться и впоследствии свидетельствовать о мученической кончине отца Константина. Его заставили выкопать себе могилу, после чего бросили туда живым, стали бить лопатой, перебили голени, отсекли левую стопу, оглушили ударом по голове и затем засыпали землей. 25 июня того же года тело отца Константина было перезахоронено верующими в склепе под алтарем дисненской кладбищенской Одигитриевской церкви. Канонизирован как местночтимый святой Синодом Белорусского экзархата 15 декабря 2009 г. (журнал утвержден Святейшим Патриархом Кириллом 13 марта 2010 г. — исх. МП № 2032 от 17.03.2010). Прославление в лике священномучеников было совершено в храме Воскресения Христова г. Дисны Витебской области митрополитом Минским и Слуцким Филаретом 11 июня 2011 г.

Священник Николай Околович (†1934). Окончив Витебское духовное училище и Витебскую духовную семинарию, продолжил обучение в Московской духовной академии (окончил в 1887 г.). В годы учебы отличался прилежанием, духовной мудростью и миролюбием. Вскоре Николай был рукоположен в сан диакона, 2 февраля 1888 г. епископом Маркеллом (Поппелем) — в сан священника. В следующем году получил назначение на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого церковного братства. На протяжении многих лет был редактором «Полоцких епархиальных ведомостей». В 1906-10 гг. отец Николай служил в Воронеже на должности ректора Воронежской духовной семинарии и главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». Вернувшись на родину, по благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) он возглавил пастырскую школу при Витебском Николаевском кафедральном соборе, в 1922 г. был назначен настоятелем этого собора. В городе шла кампания по изъятию церковных ценностей, однако благодаря мудрости отца Николая обошлось без кровопролития: передача ценностей прошла достаточно мирно. В том же году отец Николай первый раз был арестован. В течение двух недель его содержали под стражей, потом условно осудили на год лишения свободы, но вскоре амнистировали. К тому времени в Витебской епархии все более явно заявляло о себе обновленчество. В 1924 и 1927 гг. обновленческие иерархи письменно предлагали отцу Николаю перейти в их лагерь, принять архиерейский сан и возглавить Полоцкую епархию. Ответ был однозначно отрицательным. Протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в противостоянии обновленческому расколу в Витебске. С 1922 по 1927 г. во время ссылки канонического архиерея архиепископа Иннокентия (Ястребова) отец Николай объединил священнослужителей и мирян, оставшихся верными Патриаршей Церкви, добиваясь от богоборческой власти разрешения создать отдельное от обновленцев епархиальное управление. В 1926 г. эта цель была достигнута, что избавило сторонников Патриаршей Церкви от обвинения в нелегальной религиозной деятельности. 24 апреля 1931 г. протоиерей Николай Околович был арестован и помещен в витебскую тюрьму. Предъявленные на следствии сфабрикованные обвинения в антисоветской и антиколхозной агитации он не признал. Пребывание в тюрьме окончательно подорвало здоровье исповедника. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 г. по ст. 72 и 76 УК БССР было принято решение из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна. К 1937 г. считался умершим. По словам сына, в 1934 г. отец Николай скончался в заключении, место заключения и мученической кончины, а также причина смерти неизвестны. Канонизирован как местночтимый святой Синодом Белорусского экзархата 20 декабря 2006 г. (журнал утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 марта 2007 г.).

Священник Николай Прозоров (†1930). Родился в с. Покровское Пензенской губернии. В 18 лет, в 1915 г., он оставил семинарию и пошел добровольцем защищать Отечество на германский фронт после обучения в Михайловском артиллерийском училище. По возвращении с фронта в Пензу в 1918 г. он был обвинен чекистами в «офицерском заговоре» и приговорен к расстрелу. Полный жизни и мужества молодой офицер дал обет стать священником, если Господь сохранит ему жизнь. Находясь среди смертников в общей камере, он предложил прочитать вслух акафист святителю Николаю, защитнику невинно осужденных. Часть офицеров согласилась и пропела акафист, а другие отказались. Все читавшие акафист были избавлены от казни и получили сроки тюремного заключения, а их соузники были расстреляны. Оказавшись на свободе, Николай принял в 1919 г. священство. Рукополагал его архиепископ Иоанн (Поммер). В 1919-27 гг. служил в сельских храмах близ Пензы. Арестовывался в 1924 г., вскоре был освобожден. С начала 1927 г. жил в Ленинграде, учился в Богословско-пастырском училище, а затем на Высших богословских курсах (до июля 1928 г.). Служил в церкви Лаврской киновии. В 1928-29 г. — настоятель церкви св. Александра Ошевенского на Пискаревке. Был секретарем епископа Димитрия (Любимова). 28 ноября 1929 г. отца Николая арестовали вместе с группой иосифлянского духовенства, не признавшей Декларации митрополита Сергия, и по постановлению КОГПУ от 3 августа 1930 г. приговорили к высшей мере наказания. Прощаясь с сокамерниками, батюшка радостно сказал: «Господь зовет меня к Себе, и я сейчас буду с Ним!» Расстрелян 21 августа 1930 г.

Священник Сергий Тихомиров (†1930). Родился в деревне Глобицы Санкт-Петербургской губернии. В 1893 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Рукоположен в сан пресвитера в 1896 г., с 1897 г. служил в Троицкой церкви с. Клопицы Петергофского уезда, с 1905 г. служил в церкви Александровского детского приюта в Санкт-Петербурге. В 1908-19 гг. — настоятель церкви св. Александра Невского на Стрельнинской улице. В 1920-22 гг. служил в церкви Исидорского дома убогих, в 1928-29 гг. — в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). В 1923 г. осужден к одному году условно по обвинению в «распространении контрреволюционных воззваний». Подвергался нескольким арестам в 1928 г.. Последний арест произошел 28 ноября 1929 г. Приговорен 3 августа 1930 г. к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде.

Насельники Раифской Богородицкой пустыни иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов), Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов) и послушник Петр Тупицын. 27 января 1930 г., в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходской церкви, действующей на месте разгромленной в 1928 г. Раифской обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Канонизированы как местночтимые в Казанской епархии в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Иеромонах Иосиф, принявший сан иеромонаха в 1923 г. и избранный после закрытия обители настоятелем приходской церкви, на допросе свидетельствовал: «Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К Советской власти я отношусь как во власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т.д., т.е. исполняет сатаническую волю... И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: "Кесарево — кесарю, а Богов — Богу". Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».

Иеромонах Варлаам, 60-летний монах, живший затворнически и аскетично. Рукоположен во иеромонаха 18 мая 1907 г., в 1912 г. переведен в Раифскую пустынь. На допросе иеромонах Варлаам показал: «Когда закрывали монастырь (1928 г.), я был арестован и сидел в тюрьме четыре дня. За что арестован в настоящее время, я не знаю, виновным себя перед Советской властью ни в чем не чувствую... Как священник, согласно слову Божию, я считаю, что всякая власть дана Богом и ей надо подчиняться. Я считаю, что советская власть поставлена за грехи народа. Как-то после Рождества в газете "Красная Татария" была помещена заметка, где про нас, служителей Церкви, сообщают, что мы часто пьянствуем и спаиваем бедноту с тем, чтобы она не шла в колхоз. Должен сказать, что я лично никаких напитков не употребляю совсем... Другие лица, проживающие со мной в монастыре, тоже не пьют». Виновным в антисоветской агитации отец Варлаам себя не признал, ибо, как он заметил, «в мирские дела не вмешиваюсь».

Иеромонах Иов родился в 1880 г. в Одессе. Монашество принял в 1907 г. и до 1917 г. проживал в Киеве. В октябре 1917 г., приехав в Казань, поступил в Свияжский Успенский монастырь, где настоятельствовал бывший Сарапульский епископ Амвросий (Гудко). После убиения красноармейцами епископа Амвросия (в августе 1918 г.) иеродиакон Иов, почитавший владыку Амвросия и претерпевший с ним множество притеснений и гонений, поступил в Раифскую пустынь. «В монастырь, — показал на допросе отец Иов, — поступил по собственному желанию. Я придерживаюсь тихоновского направления». Иеромонах Иов был арестован 23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной, куда пришел из д. Таганаш, где служил до декабря 1929 г. «За что арестовали, я не знаю, — сказал на допросе отец Иов, — 23 января у меня был обыск, ничего не нашли».

Иеромонах Антоний в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество. После революции был рукоположен во иеродиакона, затем в сан иеромонаха. Отец Антоний был арестован 23 января 1930 г. утром, в 6 часов. К нему неожиданно вломились несколько чекистов и стали производить обыск, однако ничего, кроме духовной литературы и облачений, не нашли. После этого отец Антоний вместе с другими арестованными 23 января в д. Бело-Безводной был препровожден в Казань. «Причина ареста мне неизвестна, — показал на допросе иеромонах, — занимаюсь я столярничеством (после закрытия монастыря и поселения на жительство в д. Бело-Безводной), принимаю заказы от крестьян. Они ко мне приходят на дом, так как я кроме церкви никуда не хожу». Виновным в предъявленных обвинениях отец Антоний себя не признал.

Иеромонаха Сергия как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки (рассказывали, что когда отца Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то прежде крепкий отец Сергий не мог самостоятельно двигаться, и его волокли под руки два конвоира). Арестованный 23 января иеромонах Сергий был препровожден в Казань и допрошен. «Мои родители, — свидетельствовал будущий священномученик, — были крестьяне и занимались хлебопашеством. Я с ними прожил до призыва на военную службу, на которую ввиду слабости здоровья не попал. После призыва под влиянием религиозного чувства я решил уйти в монастырь... Летом 1928 г. наш монастырь закрыли. Но крестьяне д. Бело-Безводной организовали приход — религиозную общину. Из всего состава монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали семь человек, которые и совершали для них церковные требы...».

Послушник Петр, 23 лет, на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце. По поводу своего отношения к положению Церкви в СССР Петр сказал на допросе: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость. Его нужно было ждать, т.к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью».

Следствие продолжалось 23 дня, и 20 февраля 1930 г., в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) к расстрелу. Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для преподобномучеников Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и мученика Петра то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля 1930 г. Преподобномученика Сергия терзали еще несколько месяцев, пытками добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего от него и не узнали . 10 августа по н.ст., в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и отец Сергий.

Материалы по теме

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства [Приветствия и обращения]

В Москве состоялось очередное заседание Священного Синода

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по Святейшему Патриарху Сергию

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10) [Статья]

В городе Иваново торжественно встретили ковчег с мощами Патриарха Тихона

В праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Патриарший наместник Московской митрополии возглавил Литургию на Бутовском полигоне

В Иерусалиме прошли торжества по случаю праздника Вознесения Господня

Патриаршее поздравление архиепископу Сиднейскому и Австралийско-Новозеландскому Георгию с 75-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Лондоне состоялось выездное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви

В Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка состоялись торжества, посвященные 100-летию преставления святителя Патриарха Тихона

Все материалы с ключевыми словами