Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На портале «Память Церкви» опубликованы воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина)

На портале «Память Церкви» опубликованы воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина)
Версия для печати
22 мая 2025 г. 19:26

Портал «Память Церкви» продолжает регулярно пополняться новыми материалами. В числе недавно опубликованных — воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина). В свое время владыка возглавлял три епархии, в 1989 году был наместником Одесского Успенского мужского монастыря, в 1992-1995 гг. — ректором Московской духовной академии.

В опубликованной беседе владыка Филарет вспоминает о своем детстве в послевоенной Одессе, где служил священником его отец, о митрополите Сергии (Петрове) и Святейшем Патриархе Пимене, у которых ему довелось многие годы служить иподиаконом, об Одесской и Московской духовных школах, а также о своем епископском служении на Астраханской кафедре в начале 1990-х годов.

«Я, конечно, хотел стать священником. А вот архиереем — не очень. Я был иподиаконом у митрополита Сергия Одесского долгое время, четыре года, а потом был иподиаконом у Патриарха Пимена семь лет почти. Я видел, конечно, как трудно архиереям, какую они нагрузку несли. Тогда же еще был Совет по делам религий, уполномоченные, сложная была обстановка, все приходилось согласовывать. Но до Хрущева было хорошо», — вспоминает владыка Филарет.

В числе новых опубликованных материалов на портале — воспоминания священников и мирян Вологодской, Нижегородской, Тамбовской, Тульской, Ставропольской, Грозненской, Пермской, Иркутской и Барнаульской епархий.

Протоиерей Сергий Резухин, настоятель тульских кафедральных соборов — Всехсвятского, Успенского «Черного», Успенского Кремлевского и Преображенского, благочинный церквей Центрального благочиния г. Тулы, заместитель председателя епархиального совета, председатель отдела по социальному служению и благотворительности Тульской епархии, рассказывает о своих знаменитых предках, служивших в царской России, и вспоминает о духовенстве Тульской епархии, с которым довелось общаться его семье.

«Конечно, для всех верующих людей было неким откровением и радостью, что впервые показали по телевизору концерт, посвященный тысячелетию Крещения Руси. И вот помню, с какой радостью на все это смотрел мой папа, который прошел все эти сложные времена, помнил 1930-е, помнил арестованных архиереев, репрессированных священников — тех собратьев, с которыми он служил, которые ему рассказывали, открывали некоторые потаенные моменты своей жизни. Очень интересный факт: раньше, и я это очень хорошо помню, священники не говорили, что были в тюрьме или ссылке, называли просто "был на курорте". Я еще удивлялся: "Господи помилуй, сколько же отец Макарий на курорте просидел? Все говорит, какой-то курорт, курорт…" Я папе говорил: "Что же ты никуда не ездишь, а они все на каких-то курортах были?" Потом папа мне растолковал: "Курорт — это тюрьма!" Они все на этих "курортах" побывали. Так что папа смотрел концерт, не веря своим глазами, помня всех священников, которые "были на курорте", которые сохранили и несли истинную веру. Смотрел, как пел хор отца Матфея (Мормыля). И, конечно, просто было ликование от того, что какая-то надежда появилась, что все-таки вера православная будет процветать, что люди, конечно, обратятся к Богу, и все-таки храмы будут открываться. Такая вот была надежда!»

Протоиерей Александр Мякинин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии, вспоминает о церковной жизни Нижнего Новгорода 1970-х годов, об общении православных семей в эти годы, о священнослужителях и искренне верующих мирянах, повлиявших на выбор жизненного пути.

«На Рождество устраивали детские елки: выбирали дом одной из семей, все вкладывались в трапезу, в елку, в игрушки, в подарки, в этот общий сбор, а потом делали для своих детей Рождественскую елку. Я помню эти елки: я читал там стихи, которые нужно было достать. Это были не просто новогодние стихи — это была духовная поэзия о родившемся Христе. Нужно было выучить стишок, рассказать перед елкой, получить какую-то сладость, подарок, потом поучаствовать в трапезе, и все это нас сближало. Все это нас укрепляло в том смысле, что этот безбожный мир, который на нас давил, все-таки вынужден был уступать перед этим соборным, консолидированным, пускай маленьким, но православным обществом», — рассказывает отец Александр.

Сумина Татьяна Ивановна, ризничая Успенского кафедрального собора г. Бийска Алтайского края, делится воспоминаниями о подвижниках веры — священниках и мирянах г. Бийска, трудившихся в храме в годы хрущевских гонений, а также рассказывает о жизни своей матери, ставшей свидетельницей репрессий в послереволюционные годы.

«Дедушку расстреляли. В те времена, в 1920-е годы, их всю семью из дома выгнали, мамину семью. Дедушку забрали, а мама тогда еще маленькая была, на стульчике сидела. — "И помню, — говорит, — как я им руки кусала". И всю жизнь помнила, как выбросили всех на улицу. Одиннадцать человек детей выбросили! Брата старшего посадили, расстреляли потом. Отца расстреляли. Они спустились в погреб, там брат, помладше который, разжег костер, и вот над этим костром грелись. Травку ели, из лебеды суп варили. Маленькие дети все умерли. А потом, когда уже прошло сколько-то времени, маме кто-то сказал: "Ты напиши, узнай, где Ефим, где брат, где папа наш". Она написала письмо, а ей пришел ответ на тоненькой папиросной бумажечке, тогда были такие: "Если будешь спрашивать, пойдешь туда же". Мама никогда не вступала ни в пионеры, никуда. Вела жизнь очень строгую», — вспоминает Т.И. Сумина.

Казакова Евгения Альбертовна, директор Тамбовского областного народного музея образования, рассказывает о своей бабушке, Соколовой Анне Петровне, всю жизнь проработавшей старшей операционной сестрой и ассистировавшей святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

«Когда приехал архиепископ Лука и стал возглавлять госпиталь, бабушка брала папу с собой на работу. И здесь архиепископ Лука его увидел и спросил: "Чей сей отрок?" Бабушка ему сказала: "Батюшка, это вот мой. Вот такая получилась неприятная история с ним". Он посмотрел и дал задание солдатам, раненых солдат было много на выздоровлении, нужно было кому-то следить за таким отроком. Папа был очень шустрый, очень подвижный, всегда всю жизнь с юморком. Ему привязали маленькое детское ведерко к руке и каждый день по ложке песочка ему добавляли. Так растягивались мышцы, чтобы все хватательные рефлексы вернулись», — рассказала Е.А. Казакова.

Козловская Ольга Амировна, уроженка Иркутской области, в годы перестройки узнала, что в ее роду была династия священнослужителей и, в течение двух лет кропотливо исследуя архивные документы, собрала информацию о жизни своего прадеда, протоиерея Александра Старцева, репрессированного в 1930-е годы.

«Моя бабушка в семье протоиерея Александра, у которого было четверо детей, была третьим ребенком. Первый сын, Илья, учился в семинарии. Началась Гражданская война, и он ушел в армию Колчака. Потом Валентина, потом моя бабушка и младший Дмитрий, он умер, когда отец Александр был на Русско-японской войне. И бабушка была из этой семьи, очень набожной, воцерковленной. Но она, видимо, была напугана репрессиями, которые прошлись по ней и по отцу. Протоиерея Александра дважды арестовывали. Сначала — в 1925 году, тогда ему дали пять лет, но он эти пять лет в концлагере где-то под Иркутском не отсидел, а отсидел меньше, его выпустили. Но в 1938 году его расстреляли», — рассказывает О.А. Козловская.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами