Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре
Версия для печати
8 июня 2025 г. 15:20

8 июня 2025 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — со Святой Пятидесятницей! С рождением Церкви Христовой, с сошествием Духа Святого на апостолов, а через апостолов — на всех, кто становится членом Церкви.

Вот давайте вдумаемся: Господь пришел в мир, учил народ, страдал, умер, воскрес — казалось бы, история на этом закончена. А мы верим — так же, как верили святые апостолы, как верили все поколения православных людей, от создания Церкви и до сего дня, — в то, что Господь, уйдя из этого мира видимым образом, в Духе Святом, в третьем Лице Святой Троицы присутствует в жизни Церкви. Несмотря на человеческие слабости, в том числе служителей церковных и православных правителей, как бывало и во времена православных империй, несмотря на всё то, что человек грехом привносит в жизнь Церкви, ее благодатные силы от этого никак не ослабевают. Церковь остается Церковью, а если кто и поколеблется, то отсекается от тела церковного и ему уже не принадлежит.

За всю историю цивилизации ни одна человеческая общность не сохранилась так, как сохранилась Церковь Христова, и один только этот исторический факт должен всех нас убедить в том, что Церковь — это не просто община верующих, как утверждают в некоторых неправославных конфессиях, но присутствие Бога живого на земле, Духа Святого, Который и делает Церковь непобедимой, несмотря на наши грехи, несовершенства и слабости.

Но для того чтобы благодать Божия, спасительная для всей вселенной и подаваемая через Церковь, реально оплодотворяла каждого из нас, реально укрепляла наши духовные и физические силы, мы должны помнить, что эта благодать не дается автоматически — она дается в ответ на нашу веру. А если даже человек крещен и миропомазан, то есть приобщился Духа Святого, но от Бога отказался, веру попрал, ничего общего с Церковью не имеет, то не должно быть никаких иллюзий: нет на таком человеке благодати, он предоставлен самому себе. А каждый верующий человек, привитый благодатью Божией к единому спасительному древу, не одинок — Сам Господь вместе с ним.

Еще раз хочу сказать: самым сильным доказательством того, что сейчас было сказано, является сама история Церкви. А для нас, для русского народа, это особенно зримо, потому что никогда за всю историю человечества, даже во времена языческих гонений, не было ничего подобного тому, что пришлось пережить нашему народу, когда могущественным государством была поставлена цель полного уничтожения веры и всякой религии. Один безумный правитель даже пообещал к 1980 году, как я уже об этом говорил, показать по телевизору «последнего попа». Где этот правитель? Память погибе с шумом (см. Пс. 9:7), как и всех императоров, гонителей, лжеучителей — всех, кто пытался человеческим разумом или политической силой не просто ослабить, но разделить или даже разрушить Тело Церкви.

Но Христос присутствует в Церкви Телом и Кровью Своею и никогда до скончания века ее не оставит. А потому Церковь — это единственная институция, которая доживет до второго и страшного пришествия Господа. Все изменится — не будет ни государств, ни иных политических сил, ни каких-либо человеческих институций, — а Церковь, созданная Господом, встретит пришествие Спасителя на воздусе (см. 1 Фес. 4:17) и будет свидетельствовать о своей вере. О вере мучеников и исповедников, о вере благочестивых людей, которые через тысячелетия проносили и проносят великий дар Божественной благодати, получаемый нами в крещении и причастии Святых Христовых Таин.

Участниками этого дивного паломничества в Божественное Царство для встречи, вместе со святыми угодниками, пришествия Господа, мы все и являемся. Или, в определенном смысле, избранным народом — не по крови, не по принадлежности к той или иной национальности, но избранными по воле Божией через крещение, через помазание Духом Святым, через причащение Святых Христовых Таин.

Вот давайте помнить об этом и думать о нашей роли не только в сохранении веры на личном, семейном уровне, но и в более широком масштабе — о нашем призвании хранить веру в нашем народе. Родителям — воспитывать детей; учителям, насколько это возможно, — делать все для того, чтобы сохранилась вера православная в нашем народе. Чтобы какие-то поколения наших преемников смогли встретить Господа на воздусе и сказать: «Господи, вот мы и вот наш верующий народ».

И да будет так! Да сохранит Господь веру православную на всей земле и в Отечестве нашем, и да укрепляет всех нас в благочестии, мудрости и любви к нашему Спасителю. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день празднования 900-летия основания Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Патриаршая проповедь после вечернего богослужения в Свято-Духовом соборе Минска

Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Благовещенском соборе Воткинска

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршее слово в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Литургии в главном храме Вооруженных сил России

Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц в Баку