22 июня 2025 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, День памяти и скорби — 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Власия, епископа Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, и за добрые слова, и за образ угодника Божия, пред лицом которого молились, молятся и будут молиться многие русские люди.
А сейчас я хотел бы сказать несколько слов о начале Великой Отечественной войны. Страшное событие. Тогда военный потенциал нашей страны был несопоставим с тем, что представляла собой Германия, завоевавшая всю Европу и опиравшаяся не только на свой военно-промышленный комплекс, не только на свою армию, но и на военную силу практически всей Европы. Это была огромная мощь, намного превосходившая наши возможности и в обороне, и в экономике, а кроме того, враг рассчитывал на недостаточный уровень народной солидарности. Ведь что греха таить — нападению Германии предшествовали годы репрессий, и как много ни в чем не повинных людей были сосланы, погибли в тюрьмах и лагерях! Конечно, все это надрывало душу народную, и враг, несомненно, рассчитывал на то, что народ не сможет объединиться и дать отпор агрессору, — уж слишком много ошибок и даже преступлений совершил правивший в нашей стране режим.
Но вот что удивительно: враг ошибся! Да, в первые годы войны мы действительно уступали во многом — вооружении, численности и уровне подготовки бойцов, стратегическом планировании. И не могли не уступать, потому что враг прошел через всю Европу, присвоил ее экономический и военный потенциал, обрел огромный опыт ведения современной войны, а затем пересек рубежи нашего Отечества с полной уверенностью в скорой победе. Но ничего не получилось!
Возникает вопрос: может быть, в святцы не посмотрел тот, кто отдал приказ наступать на Россию? Ведь то воскресенье было неделей Всех святых, в земле Русской просиявших. Однако, даже если бы враг это знал, вряд ли принял бы во внимание. А вот народ наш воспринял это как некий Божий знак.
Конечно, приходилось отступать, как это ни было горько, ведь не только земли и промышленные предприятия, но и народ оказывался под властью оккупантов. И можно себе представить, с какой скорбью, с какими слезами люди покидали свою малую родину и бежали от наступавшего врага! А он захватывал город за городом, наши солдаты попадали в плен, и, страшно сказать, неприятель оказался в нескольких километрах от Москвы, вышел на Волгу и стоял у Сталинграда — страна действительно была на волосок от гибели.
О тех событиях нужно вспоминать сегодня, хотя, казалось бы, все это не имеет отношения к церковной жизни. Но ведь Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, конечно, не зная, как закончится война, в первый же день обратился с посланием ко всей пастве, призывая встать на защиту священных рубежей нашей Родины. А к кому он обращался? Он обращался к епископату, бóльшая часть которого еще находилась в тюрьмах и лагерях. Он обращался к настоятелям храмов, которые были в основном закрыты или разрушены. Он обращался ко всем людям. И правильно сделал, что обратился, ссылаясь на великий подвиг наших святых, защищавших Родину. А затем, как бы вторя Патриаршему местоблюстителю, и Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин обратился к народу со странными словами: «Дорогие братья и сестры!»
А где же слово «товарищи»? Не было «товарищей», а были, действительно, «братья и сестры». Потому что слово «товарищ» разделяло людей на партийных и беспартийных, на хорошо относящихся к властям и тех, кто к властям относился иначе, — а слова «братья и сестры» объединяли всех.
Так начинались первые дни страшной войны — словно каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, до Москвы и вышли к берегам Волги — и что? Победили-то мы! Но можно ли эту победу относить только за счет способностей полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу? Или только за счет мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе? Нет, потому что наша победа над многократно превосходящим нас противником была Божиим чудом. Именно так это воспринимал верующий народ, да и многие полководцы, которые стали православными, многие воины, которые приняли крещение и шли в атаку, осеняя себя крестным знамением. Другими словами, эта скорбь, эта боль, эта национальная трагедия стала поворотным моментом и в истории нашей Церкви, и в духовной истории нашего народа.
Правда, позднее безумный, ставший практически карикатурным вождь заявлял, что к 1980 году будет построен коммунизм, а по телевизору покажут «последнего попа». Я нередко вспоминаю эту личность — действительно карикатурную, ничтожную, — чьи замыслы вскоре разрушились. И если всмотреться в нашу историю, то мы увидим, что милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над нашей землей, над нашей страной и, конечно, над нашей Церковью. Вспоминая и страшные послереволюционные годы, когда уничтожалось все, что связано с верой православной, и годы Великой Отечественной войны, и тяжелейшие годы правления безумного правителя, повелевшего покончить к 1980 году с Церковью, мы не можем не прославить Господа и не можем не увидеть руку Его Промысла над нашей страной, над нашим народом. И, может быть, сказать сомневающимся: «А что вам еще нужно в доказательство того, что Господь с нами?» Не потому, что мы такие благочестивые, мудрые, просвещенные, но потому что за нами — великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своею запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божиих? Вот в ответ на все это — и победы, и чудесная перемена всего строя жизни нашего народа и нашей страны.
Говорю об этом, чтобы никто не забывал прошлое, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в трудные моменты нашей жизни мы могли, взирая на исторический опыт, сказать: «Слава тебе, Господи, за все!» И благодарить Бога не только за настоящее, но и за весь тяжелейший исторический путь, которым прошли наша страна и наша Церковь. А мы, люди XXI века, живущие в благополучное время, посещающие храмы, должны молиться — и за себя, и за предшествующие поколения, и за весь наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, остался православным. И Церковь наша, мученица и исповедница, сохранилась и продолжает осуществлять свою спасительную миссию в нашем народе.
Пусть Господь хранит Церковь нашу, народ наш, страну нашу, православного Президента нашего Владимира Владимировича Путина и всех, кто сегодня трудится во благо Церкви и Отечества. Всех же вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с сегодняшним днем. Храни вас всех Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси