Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил на конференции «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование»

Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил на конференции «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование»
Версия для печати
25 июня 2025 г. 15:32

24 июня 2025 года в Институте Европы РАН в Москве состоялась научно-практическая конференция «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование». С докладом на тему «Влияние добровольчества на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи» на конференции выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи профессор доктор теологии епископ Истринский Серафим.

В своем выступлении архиерей отметил, что с научной точки зрения волонтерство — это бескорыстный труд на благо других людей или общества, без прямой материальной выгоды. Однако в этом определении «отсутствует ценностный компонент, определяющий внутреннюю мотивацию и экзистенциальную нагруженность действия. В православной традиции добровольчество осмысляется как служение, укорененное в этике жертвенной любви — ἀγάπη и антропологической доктрине о человеке как носителе образа и подобия Божия. Такое понимание трансформирует само понимание природы волонтерского труда. Добровольчество здесь перестает быть только социальной функцией и становится частью духовного пути личности по направлению к Богу. Характерным отличием христианского добровольчества по сравнению с светским волонтерством выступает приоритет внутреннего нравственного делания — подвига любви, милосердия, терпения, смирения. Эти качества не "преподаются" в виде набора правил, а формируются исключительно через опыт действия и подвига любви к конкретному человеку».

Владыка Серафим также подчеркнул: «Богословская парадигма бескорыстного служения коренится в евангельском понимании ближнего как носителя образа Божия: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 40)». Таким образом, добровольчество в контексте христианской антропологии — это не альтруизм, а акт служения Богу за пределами богослужебного пространства.

Представленное понимание добровольчества согласуется с позицией, выраженной русским религиозным философом, богословом, культурологом и педагогом протопресвитером Василием Васильевичем Зеньковским, который утверждал, что «личность человека не развивается "из самой себя", что в ее высших и творческих силах она связана с миром ценностей — сверхиндивидуальных, сверхэмпирических». Это показывает духовную обусловленность добровольческого служения как внутреннего взаимодействия личности с трансцендентным.

По словам епископа Серафима, современное российское общество, как и большинство обществ постиндустриального типа, «характеризуется чрезвычайным уровнем секуляризации, фрагментацией идентичности и эрозией традиционных форм социализации. Молодежь, оказавшаяся в эпицентре этих трансформаций, сталкивается с дефицитом смыслов и моделей поведения, со слабой институционализацией нравственных норм, а также с инфляцией понятия "ценность" как такового. В этой ситуации традиционные духовно-нравственные ценности обретают значение компенсаторной категории, способной структурировать повседневную жизнь, задать направление нравственного выбора и создать внутреннюю конгруэнтность личности. Однако проблема заключается в том, что трансляция этих ценностей только лишь через декларативные программы и тексты невозможна. Необходима живая среда, в которой ценности становятся опытом, а не остаются абстракциями».

Архиерей также отметил, что формирование мировоззренческих приоритетов у молодежи не происходит в пустоте: «Как показывает анализ социальных дискуссий, в молодежной среде остро ощущается потребность в восстановлении и укреплении духовных смыслов, способных противопоставить себя хаосу морального релятивизма и утилитаризма».

Таким образом, по мнению Его Преосвященства, «духовные ценности, в первую очередь сформированные в христианской традиции, становятся критерием различения добра и зла, нравственного и безнравственного. Трансляция духовно-нравственных ценностей требует не только теоретического осмысления, но и погружения в культуру поступка — на что и направлена добровольческая деятельность. Добровольчество становится такой практикой, поскольку включает в себя труд и конкретные дела в пользу другого человека. Оно вводит молодого человека в поле непосредственного переживания категории "ближний", возвращает к опыту сопричастности, соучастия, любви и заботы о другом».

Синодальный отдел по делам молодежи/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Состоялась встреча секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством с директором Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД РФ

При поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации в Екатеринбурге прошел I Православный студенческий форум «Русская мысль из прошлого в будущее»

Представители Синодального отдела по социальному служению посетили Владимирскую и Волжскую епархии

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Многие люди и в наше время приходят к Богу через произведения Достоевского

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни

В праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в храме Ризоположения Московского Кремля

Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета

Митрополит Каширский Феогност возглавил престольный праздник на московском подворье Оптиной пустыни

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник московского Подворья Сербской Православной Церкви

Делегация Издательского Совета передала книги Донецкой и Бердянской епархиям