Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Валаам.
В состав делегации, сопровождающей в поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви, входят управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий, личный секретарь Его Святейшества епископ Раменский Алексий.
10 июля 2025 года Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника «Валаамский юнга», установленного рядом с мемориалом морякам Ладожской флотилии на берегу Монастырской бухты о. Валаам.
В церемонии также принимали участие: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков; начальник Главного штаба Военно-морского флота РФ адмирал В.Л. Касатонов; начальник Нахимовского военно-морского училища в Санкт-Петербурге вице-адмирал А.Р. Максимчук; курсанты Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе и Нахимовского военно-морского училища г. Санкт-Петербурга.
Среди присутствующих были председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин, генеральный директор АО «Борисфен» П.И. Кононенко, члены делегации Фонда Андрея Первозванного.
Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Валаамского монастыря. Во время церемонии открытия памятника архидиакон возгласил: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, приснопамятным Валаамским юнгам, морякам и воинам Ладожской флотилии за веру и Отечество жизнь свою положившим, о них же поминовение творим ныне, и сотвори им Вечную память».
Под пение хором «Вечной памяти» Святейший Владыка и адмирал В.Л. Касатонов возложили цветы к подножию памятника.
Далее гостей церемонии приветствовал начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал В.Л. Касатонов: «Эти парни были мальчишками, такими же, как нахимовцы, которые стоят рядом с нами. По разным причинам они попали в школу юнг, или школу юнгов, как тогда ее называли, которая подвизалась вместе с боцманской школой Военно-морского флота и была открыта в 1940 году. Они первый бой приняли уже в июле [31 июля 1941 г. — прим.] на своем учебном судне с одним пулеметом в руках, но в этом бою они победили. А дальше судьба повела их на сухопутный фронт — Мельничный Ручей, Невская Дубровка, Невский пятачок. Они ходили в штыковые атаки. В бескозырках, как положено морякам, в тельняшках — побеждали, и благодаря им мы отстояли Ленинград. Мы победили благодаря таким людям, которые, не задумываясь о своем будущем, положили свои жизни на алтарь Отечества... И конечно, мы всегда будем их помнить!».
К собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:
«Вот о чем хотел бы сказать несколько слов. Слово "подвиг" имеет тот же корень, что и слова "движение", "двигатель". Подвиг — настолько значительное достижение, что память о нем переходит из поколения в поколение. Но подвиг не может совершаться без внутреннего движения, связанного с внутренним состоянием человека. Ведь никакое образование, самое прекрасное, и даже никакое воспитание, когда человек знает, как правильно вилку и ложку держать, неспособны произвести внутри человека движение, результатом которого может быть смерть — но смерть во имя высшей идеи.
Вот почему Церковь всегда молится о воинах. Потому что ни одна профессия, ни один образ жизни не предполагает возможность смерти — только воинское служение. Это запечатлено во всех исторических повествованиях о наших воинах: когда бы они ни жили, каким бы оружием ни воевали, очень часто их борьба заканчивалась жертвенной смертью. И уважение к Вооруженным силам непременно связано с тем, что люди сознают: единственная профессия в мире, которая предполагает возможность смерти, — это профессия воина.
Поэтому подвиг требует от человека особого внутреннего состояния. Никакой дисциплиной невозможно поднять человека в атаку, заставить его идти в бой лицом к лицу со смертью — требуется внутренняя сила, внутреннее движение. Вот именно поэтому, еще раз хочу сказать, Церковь всегда относилась и относится с особым уважением к людям в военной форме, людям, давшим присягу. И так было всегда, при всех режимах: начиная с самых стародавних времен, включая царское время и даже эпоху атеизма в нашей стране, и тем более сейчас.
Хотел бы пожелать всем воинам, в лице тех, кто здесь присутствует, всегда помнить, что подвиг без внутреннего движения, без совершенствования духовных качеств и сил практически невозможен. Дай Бог, чтобы каждый, кто дает присягу, кто облачается в военную форму, сознавал, что вступает на особый путь служения Родине и людям. На путь, который может потребовать от него самой большой жертвы. А если так, то внутреннее, духовное воспитание военнослужащих является, на мой взгляд, очень важным условием их дальнейшего успеха как воинов и защитников Отечества. И помогай нам всем Господь в это время, тоже непростое для нашего Отечества, укрепляясь именно таким пониманием сути человеческого подвига, сохранять верность своей стране, верность воинской присяге, кого это касается, и служить благу народа нашего не за страх, а за совесть».
Также Святейший Владыка пообщался с нахимовцами и вручил каждому из них памятные иконки преподобных Сергия и Германа Валаамских с Патриаршим благословением.
***
В 1940 году согласно приказу наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова на Валаамском архипелаге, вошедшем по итогам Советско-финской войны в состав СССР, были организованы Учебная база высших военно-морских учебных заведений и школа боцманов Народного Комиссариата Рабоче-крестьянского Военно-морского флота.
Монахи Валаамского монастыря во время Советско-финской войны 1939-40 гг. были эвакуированы вглубь материковой Финляндии, где был основан Ново-Валаамский монастырь. Опустевшие монастырские здания перешли в ведение военных моряков. Школа боцманов была сформирована из двух рот курсантов 19-25 лет и разместилась в здании бывшей монастырской Зимней гостиницы. В монастырской трапезной были устроены камбуз и столовая, в соборе — клуб.
В августе 1940 года при школе боцманов была также организована экспериментальная, первая в истории СССР рота юнг. В нее набрали чуть более 100 юношей-добровольцев 15-17 лет, «мечтавших о море и о походах». Номера Зимней гостиницы превратились в кубрики и учебные классы. На трех этажах огромного здания готовились кадры младшего командного состава флота.
В июне 1941 года, по окончании учебного года, шхуны «Учеба» и «Практика» вывели курсантов и юнг на ладожские просторы для морских учений. Там и разыскал их катер с вестью о начале войны с фашистской Германией.
В августе 1941 года Финляндия вступила в войну на стороне Германии и финские войска после ожесточенных боев вышли к северному побережью Ладожского озера.
В сентябре 1941 года силы Ладожской флотилии осуществили передислокацию с Валаама под Ленинград воинов 168-й стрелковой дивизии, курсантов школы боцманов и роты юнг.
Часть курсантов школы боцманов продолжила обучение, чтобы потом пополнить экипажи судов Балтийского флота, часть влилась в штат Ладожской военной флотилии, которая с 1941 по 1944 год самоотверженно обеспечивала связь блокадного Ленинграда с большой землей. Часть вошла в состав 1-й роты 3-го батальона 4-й бригады морской пехоты. Из 100 валаамских юнг 51 юноша оказался среди легендарных морпехов.
С первых же дней блокады Ленинграда командование Красной Армии предпринимало отчаянные попытки ее прорыва. Для этого была проведена операция по форсированию Невы и созданию опорного плацдарма на ее левом, оккупированном немцами берегу, напротив пос. Невская Дубровка. Этот плацдарм вошел в историю Великой Отечественной войны как легендарный «Невский пятачок». Именно на «Невский пятачок» и были отправлены в сентябре 1941 года юнги и курсанты Валаамской школы боцманов, ставшие морпехами. Несмотря на то, что некоторым из них еще не было и 18 лет, в бою они проявили чудеса мужества и героизма, заслужив уважение среди бойцов и командиров других подразделений. Самые отважные участники боев на Невском плацдарме были представлены к высоким правительственным наградам.
К сожалению, в ходе наступательных операций по прорыву блокады Ленинграда в период с 25 сентября по 15 ноября 1941 года почти каждый второй юнга (21 из 51), сражавшихся на плацдарме, пал смертью храбрых. Как свидетельствует история боевого пути юнг Валаамской школы боцманов, запечатленная в наградных листах, днем их первого героического боя стало 26 сентября 1941 года. Поэтому в 2024 году (в канун 80-летия полного снятия блокады Ленинграда) в календарь памятных дат Ленинградской области был внесен день 26 сентября с формулировкой: «День памяти Валаамских юнг — героев битвы за Ленинград».
Вторая половина роты юнг была направлена в роту охраны военно-морских баз Ладожской военной флотилии в бухте Морье и в Новой Ладоге. 42 юнги за храбрость, мужество и героизм, проявленные в битве за Ленинград в 1941-1943 годах, были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
По благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия в 2025 году, когда отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, было реализовано решение увековечить память курсантов Валаамской школы боцманов, установив рядом с мемориалом морякам Ладожской флотилии на берегу Монастырской бухты памятник валаамским юнгам.
Скульптура «Валааамский юнга» выполнена из бронзы молодым талантливым петербургским скульптором Вадимом Несветовым (при финансовой поддержке Фонда Андрея Первозванного и АО «Борисфен»).
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси