Презентация книги-альбома «Надвратные образы башен Московского Кремля» состоялась 30 июля 2025 года в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева (ЦМИАР) в Москве. Уникальность издания состоит в том, что в нем впервые подробно описываются различные аспекты истории создания, уничтожения и возвращения российскому обществу надвратных образов Московского Кремля.
Издание книги подводит итог масштабному проекту Фонда Андрея Первозванного (ФАП) «Возвращение надвратных икон на башни Московского Кремля». С 2007 года председатель попечительского совета ФАП Владимир Якунин добивался возможности возращения на проездные башни Московского Кремля надвратных икон, которые считались полностью утраченными с конца 1920-х годов. В советское время о них напоминали только белые прямоугольники киотов. Некоторые специалисты допускали возможность, что наиболее ценные иконы были сохранены усилиями реставраторов, историков, искусствоведов. В 2010 году на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля были проведены обследования. Реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) обнаружили сохранную живопись за слоем штукатурки — это были исторические иконы Спасителя и святителя Николая на соответствующих башнях, что стало сенсацией.
В течение 13 лет велась кропотливая работа по воссозданию методом научной реставрации несохранившихся икон на башнях Московского Кремля. В 2023 году семь безвозвратно утраченных икон на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой, Кутафьей башнях были воссозданы специалистами МНРХУ, и 28 августа 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданную надвратную двухчастную икону Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицей на престоле со святителями Петром и Алексием, размещенную с внутренней стороны Спасской башни.
ФАП был инициатором этого проекта, в котором принимают участие искусствоведы, иконописцы, реставраторы, технические специалисты. Выступая на презентации, Владимир Якунин сказал, что весь проект и книга как его итог — это «огромный коллективный труд заинтересованных людей» и поблагодарил всех «удивительных специалистов». «Это издание уникально не только рассказом о восстановлении икон, но и тем, что возвращает нас к тем нелегким временам, когда люди проявили мужество и научное предвидение, предприняли героические усилия, чтобы что-то сохранить», — сказал он о тех, кто спас образы Никольской и Спасской башен, закрыв их штукатуркой.
Научный редактор издания, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал, что давно интересуется историей десакрализации образов Московского Кремля в советское время. В начале 2000-х годов он услышал от монахини Зачатьевского ставропигиального женского монастыря о человеке, который в 1950-х годах участвовал в ремонте кремлевских стен и башен. Случилось так, что он висел в люльке как раз напротив киота на Спасской башне, пробил долотом слой штукатурки и увидел под ней изображение. Но после этого заделал это отверстие и никому об этом не рассказывал долгие годы. Это укрепило Баталова в предположении, что под белыми прямоугольниками на башнях что-то есть. То, что усилиями ФАП на Никольской и Спасской башнях были обнаружены замурованные образы, Андрей Баталов считает настоящим чудом, которое положило начало возвращению и других надвратных икон. Он подчеркнул, что этот процесс имеет важный духовный аспект: осмысление Московского Кремля не только как центра государства, исторического памятника, светской средневековой крепости, но как «ограждения православного града, средоточия святынь в том месте, где происходили самые важные события допетровской Руси».
Рассказав о замысле и структуре презентуемого издания, Андрей Баталов особенно отметил раздел, повествующий о процессе снятия и закрытия надвратных образов в начале XX века, в котором раскрывается о том, какие усилия реставраторов и научного сообщества прилагались для их сохранения. «Тогда, на рубеже 1930-х годов еще был возможен компромисс между научным сообществом и богоборческой властью», — сказал он, предположив, что среди сотрудников комендатуры Кремля в то время были сочувствующие, которые не препятствовали маскировке надвратных образов штукатуркой.
К сожалению, имена этих сотрудников найти в архивах не удалось, рассказал Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева, автор исторического раздела книги и, в частности, главы «Судьба надвратных образов Московского Кремля в 1917-1930-е гг. Попытки спасения. Утраты». В этом разделе помещено множество документов, проливающих свет на историю повреждений и утрат надвратных образов, на работы по их восстановлению в 1918-1925 годах и на попытки известных искусствоведов и реставраторов их спасти, на то, как принималось окончательное решение об их снятии или замазывании в 1929 году. Здесь опубликованы также фотографии и зарисовки надвратных образов, сделанные в 1920-е годы.
На презентации также выступила Мария Маханько, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом ЦМИАР, автор главы об истории, типологии и иконографии надвратных икон в Византии и Древней Руси. Впервые для этого проекта ею были собраны сведения о самых известных надвратных иконах в Византии и Древней Руси. Она рассказала, что иконное убранство вслед за Московским Кремлем получили в XVI веке новые крепости, возведенные на восточных окраинах Руси. Документы позволяют воссоздать сложную программу посвящений: каких святых и почему писали на этих иконах, «освящающих русское воинство и всех людей». Главный итог исследования этой темы подтверждают слова Павла Алеппского, сирийского путешественника в России XVII века: «Русские радуются только двум вещам: мощам святых и иконам». «Появление надвратных икон — яркое свидетельство этой любви, которая возвращается сейчас», — сказала Мария Маханько.
В отдельном разделе (авторы Полина Тычинская и Юлия Сычева) рассказано о процессе реставрации и возвращения икон в начале XXI века, подробно описаны основные вехи серьезных научно-исследовательских изысканий и тончайшая работа художников-реставраторов МНРХУ, вернувших образам жизнь.
В завершение презентации Татьяна Сарычева, директора филиала ГИМ «Покровский собор», рассказала историю, которая не вошла в книгу. Большая икона (215х140 см) «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» давно находится в экспозиции музея «Покровский собор». Но после раскрытия образа Спаса на Спасской башне стало очевидно, что эта икона — точная копия надвратного образа. Известно, что до 1925 года около Спасской башни были две часовни — Спасская и Смоленской иконы Божией Матери, которые были разрушены. Эти часовни были закреплены за Покровским собором, причт которого совершал здесь все богослужения. Первый директор музея «Покровский собор» в 1923 году просил власти передать эти иконы в музейное хранилище. «Оказалось, что наша икона — тот самый почитаемый образ из Спасской часовни», — сказала Татьяна Сарычева, добавив, что этот вывод подтверждают первые результаты реставрационных работ, которые финансирует ФАП.
Многие выступавшие на презентации говорили о том, что исследование и процесс возвращения надвратных образов, которые размещались с обеих сторон каждой башни, нужно продолжать, и изданная книга станет для специалистов хорошей основой, но также будет интересна всем, кто интересуется историей России, древнерусской культурой.
Издание богато иллюстрировано уникальными изображениями из музейных, архивных и библиотечных собраний, а также современными фотографиями, описывающими воссоздание икон в наше время.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru