Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 9 марта 2009 года

Версия для печати

Понедельник 2-й седмицы. Первое и второе Обре́тение главы Иоанна Предтечи.

Прп. Ера́зма Печерского, в Ближних пещерах.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в понеде́льник 2-я, или́ 3-я, или́ 4-я неде́ли посто́в».

Календарные заметки:
Служба совершается по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов».
На вечерне 103-й псалом читается, поется «Блажен муж» (1-й антифон). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 4 (повторяя первую) и Предтечи на 6, «Слава» Предтечи, «И ныне» - Богородичен догматик, глас 6-й. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние…». Паримии Предтечи 3. «Сподоби, Господи» читается, ектения «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди (самогласен дня дважды и мученичен), «Слава» Предтечи, «И ныне» - Богородичен, глас 2-й: «О, чудесе новаго…». По «Ныне отпущаеши» тропарь Предтечи, «Слава, и ныне» - «Еже от века…». Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже…». После трех великих поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина - отпуст и многолетны.
На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи дважды, «Слава, и ныне» - «Еже от века…». По 1-м и 2-м стихословии малой ектении нет, седальны Триоди; по 3-м стихословии - малая ектения и седальны Предтечи. Полиелей с величанием Предтечи: «Величаем тя, Крестителю Спа́сов Иоанне, и почитаем вси честны́я твоея главы́ обре́тение». Канон Предтечи со ирмосом на 8, катавасия «Отверзу уста моя…». В песнях с трипеснцем канон Предтечи со ирмосом на 6 и трипеснец Триоди на 8; катавасия - ирмос 2-го трипеснца. По 9-й песни вместо великопостных светильнов - светилен Предтечи дважды, «Слава, и ныне» - Богородичен. На хвалитех стихиры Предтечи на 4, «Слава» Предтечи, «И ныне» Богородичен. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди (самогласен дня дважды и мученичен), «Слава» Предтечи, «И ныне» Богородичен. «Благо есть» (один раз), Трисвятое. По «Отче наш» тропарь Предтечи, «Слава, и ныне» - «Еже от века…». Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже…». После трех великих поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина - 1-й час (без кафизмы) и отпу́ст. На всех часах тропарь и кондак Предтечи; 3, 6 и 9-й часы с кафизмами; в конце каждого часа и изобразительных 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На 6-м часе паримия Триоди. Блаженны читаются.
На вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 6 и Предтечи на 4, «Слава» Предтечи, «И ныне» - Богородичен, глас 6-й: «Никтоже, притекаяй к Тебе…». Вход с Евангелием. Паримии Триоди, «Да исправится молитва моя…», 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина и сразу, без малой ектении, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие Предтечи. Далее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. Причастны «Вкусите…» и Предтечи.
Порядок чтений, согласно календарю:

Вечерня. По совершении 9-го часа иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Поется «Блажен муж» – 1-й антифон. Малая ектения.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 4 (первая стихира ­– дважды), и Предтечи, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...». (Во время пения стихир – обычное каждение.)

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От коне́ц земли́ к Тебе воззва́х»; стих 2-й: «Покры́юся в кро́ве крил Твоих»; стих 3-й: «Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во веки».

Паримии Предтечи – 3. (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «Я́коже Боже́ственных умышле́ний...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе певцы поют – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» ­– Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»][150], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) и служба сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (с 23 февраля)[151].

Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

По Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й[152].

Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, уще́дри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…». Конечное Трисвятое не произносится. После третьего поклона – молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», и прочее по обычаю.

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Преступле́ния плодо́м…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Треволне́ньми страсте́й...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6-й: «Го́споди, напра́ви ны…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Нача́ло спасе́ния...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: «Яко Боже́ственное сокро́вище…» (см. по 1-м стихословии). «Слава» – ин седален Предтечи, глас тот же: «Изда́вшися, яко зла́то от руды́...» (см. по 2-м стихословии), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никогда́же премолчи́м...» (см. по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крести́телева глава́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари́м Тя при́сно, Богоро́дице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна...». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Я́же пе́рвее на блю́де...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)[153] и трипеснцы Триоди на 8[154].

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)[155].

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 6-й; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Предтечи, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й[156].

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Предтечи, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благолюби́вый Бо́же…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Я́же пе́рвее на блю́де…» (см. по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 24 февраля), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»][157], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизмы нет. Тропарь и кондак Предтечи. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На всех часах – тропарь и кондак Предтечи, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

Кондаки:

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого[158] – кондак Предтечи. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 19 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Духо́вным посто́м пости́мся…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Проро́цы и апо́столи Христо́вы...» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечера в понедельник); и подобны Триоди, глас 8-й: «Кому́ уподо́билася еси...», «Име́яй бла́гости пучи́ну...», «Приведы́й и ны́не...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в понедельник вечера); и стихиры Предтечи, глас 5-й – 4 (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй к Тебе́...».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 1-й: «Господь кре́пок и си́лен…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «При́зри на мя…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет.

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен Предтечи, глас 7-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде…» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Предтечи.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и Предтечи: «В па́мять ве́чную...».

На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала св. Иоанна Предтечу, потом святого следующего дня – свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского.

Примечание. Канон рядового святого (25 февраля, свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри».

Примечание. «По отпу́сте же вхо́дим в трапе́зу, и яди́м два варе́ния с еле́ем, и пие́м вино́. В сре́ду же и пято́к, яди́м два варе́ния без еле́я, и пие́м вино́» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

О чтении Евангелия на часах Великим постом

Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений[159]. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность.

Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста.

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в среду и пятницу в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица:

Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 (1, 1 – 4, 17).

6-й час – Мф., зач. 9–20 (4, 18 – 7, 11).

9-й час – Мф., зач. 21–34 (7, 12 – 10, 8).

Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 (10, 9 – 12, 30).

6-й час – Мф., зач. 47–57 (12, 30 – 14, 13).

9-й час – Мф., зач. 58–70 (14, 14 – 17, 9).

3-я седмица:

Ср. 3-й чаc – Мф., зач. 71–80 (17, 10 – 20, 16).

6-й чаc – Мф., зач. 81–90 (20, 17 – 22, 22).

9-й чаc – Мф., зач. 91–103 (22, 23 – 24, 51).

Пт. 3-й чаc – Мф., зач. 104–108 (25, 1 – 26, 56).

6-й чаc – Мф., зач. 109–116 (26, 57 – 28, 20).

9-й час – Мк., зач. 1–12 (1, 1 – 3, 19).

4-я седмица:

Ср. 3-й час – Мк., зач. 13–22 (3, 20 – 6, 7).

6-й час – Мк., зач. 23–32 (6, 7 – 8, 10).

9-й час – Мк., зач. 33–44 (8, 11 – 10, 16).

Пт. 3-й час – Мк., зач. 45–55 (10, 17 – 12, 27).

6-й час – Мк., зач. 56–64 (12, 28 – 14, 42).

9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20).

5-я седмица:

Ср. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20).

6-й час – Лк., зач. 6–15 (2, 20 – 4, 36).

9-й час – Лк., зач. 16–28 (4, 37 – 7, 1).

Пт. 3-й час – Лк., зач. 29–38 (7, 1 – 8, 39).

6-й час – Лк., зач. 39–50 (8, 40 – 10, 15).

9-й час – Лк., зач. 51–62 (10, 16 – 12, 1).

6-я седмица:

Ср. 3-й час – Лк., зач. 63–73 (12, 2 – 13, 35).

6-й час – Лк., зач. 74–83 (14, 1 – 17, 4).

9-й час – Лк., зач. 84–95 (17, 3 – 19, 28).

Пт. 3-й час – Лк., зач. 96–107 (19, 29 – 21, 36).

6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1).

9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах ежедневно в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица:

Пн. 3-й час – Мф., зач. 1 – 4 (1, 1 – 2, 23).

6-й час – Мф., зач. 5 – 8 (3, 1 – 4, 17).

9-й час – Мф., зач. 9 – 11 (4, 18 – 5, 19).

Вт. 3-й час – Мф., зач. 12 – 17 (5, 20 – 6, 21).

6-й час – Мф., зач. 18 – 22 (6, 22 – 7, 21).

9-й час – Мф., зач. 23 – 28 (7, 21 – 9, 1).

Ср. 3-й час – Мф., зач. 29 – 34 (9, 1 – 10, 8).

6-й час – Мф., зач. 35 – 43 (10, 9 – 11, 30).

9-й час – Мф., зач. 44 – 46 (12, 1 – 12, 30).

Чт. 3-й час – Мф., зач. 47 – 49 (12, 30 – 13, 3).

6-й час – Мф., зач. 50 – 54 (13, 4 – 13, 43).

9-й час – Мф., зач. 55 – 56 (13, 44 – 13, 58).

Пт. 3-й час – Мф., зач. 57 – 59 (14, 1 – 14, 34).

6-й час – Мф., зач. 60 – 64 (14, 35 – 15, 39).

9-й час – Мф., зач. 65 – 70 (16, 1 – 17, 9).

3-я седмица:

Пн. 3-й час – Мф., зач. 71 – 73 (17, 10 – 18, 4).

6-й час – Мф., зач. 74 – 75 (18, 1 – 18, 20).

9-й час – Мф., зач. 76 – 80 (18, 18 – 20, 16).

Вт. 3-й час – Мф., зач. 81 – 82 (20, 17 – 20, 34).

6-й час – Мф., зач. 83 – 84 (21, 1 – 21, 22).

9-й час – Мф., зач. 85 – 88 (21, 23 – 21, 46).

Ср. 3-й час – Мф., зач. 89 – 90 (22, 1 – 22, 22).

6-й час – Мф., зач. 91 – 93 (22, 23 – 23, 12).

9-й час – Мф., зач. 94 – 96 (23, 13 – 23, 39).

Чт. 3-й час – Мф., зач. 97 – 98 (24, 1 – 24, 13).

6-й час – Мф., зач. 99 (24, 13 – 24, 28).

9-й час – Мф., зач. 100 – 104 (24, 27 – 25, 13).

Пт. 3-й час – Мф., зач. 105 – 106 (25, 14 – 25, 46).

6-й час – Мф., зач. 107 – 109 (26, 1 – 26, 75).

9-й час – Мф., зач. 110 – 116 (27, 1 – 28, 20).

4-я седмица:

Пн. 3-й час – Мк., зач. 1 – 5 (1, 1 – 1, 35).

6-й час – Мк., зач. 6 – 9 (1, 35 – 2, 22).

9-й час – Мк., зач. 10 – 12 (2, 23 – 3, 19).

Вт. 3-й час – Мк., зач. 13 – 16 (3, 20 – 4, 23).

6-й час – Мк., зач. 17 – 22 (4, 24 – 6, 7).

9-й час – Мк., зач. 23 – 29 (6, 7 – 7, 24).

Ср. 3-й час – Мк., зач. 30 – 32 (7, 24 – 8, 10).

6-й час – Мк., зач. 33 – 38 (8, 11 – 9, 9).

9-й час – Мк., зач. 39 – 44 (9, 10 – 10, 16).

Чт. 3-й час – Мк., зач. 45 – 48 (10, 17 – 10, 52).

6-й час – Мк., зач. 49 – 51 (11, 1 – 11, 26).

9-й час – Мк., зач. 52 – 55 (11, 27 – 12, 27).

Пт. 3-й час – Мк., зач. 56 – 60 (12, 28 – 13, 23).

6-й час – Мк., зач. 61 – 64 (13, 24 – 14, 42).

9-й час – Мк., зач. 65 – 71 (14, 43 – 16, 20).

5-я седмица:

Пн. 3-й час – Лк., зач. 1 – 5 (1, 1 – 2, 20).

6-й час – Лк., зач. 6 – 9 (2, 20 – 3, 18).

9-й час – Лк., зач. 10 – 12 (3, 19 – 4, 15).

Вт. 3-й час – Лк., зач. 13 – 15 (4, 16 – 4, 36).

6-й час – Лк., зач. 16 – 20 (4, 37 – 5, 32).

9-й час – Лк., зач. 21 – 24 (5, 33 – 6, 23).

Ср. 3-й час – Лк., зач. 25 – 28 (6, 24 – 7, 1).

6-й час – Лк., зач. 29 – 32 (7, 1 – 7, 35).

9-й час – Лк., зач. 33 – 35 (7, 36 – 8, 15).

Чт. 3-й час – Лк., зач. 36 – 38 (8, 16 – 8, 39).

6-й час – Лк., зач. 39 – 44 (8, 40 – 9, 27).

9-й час – Лк., зач. 45 – 48 (9, 28 – 9, 56).

Пт. 3-й час – Лк., зач. 49 – 50 (9, 57 – 10, 15).

6-й час – Лк., зач. 51 – 56 (10, 16 – 11, 13).

9-й час – Лк., зач. 57 – 62 (11, 14 – 12, 1).

6-я седмица:

Пн. 3-й час – Лк., зач. 63 – 68 (12, 2 – 12, 48).

6-й час – Лк., зач. 69 – 70 (12, 48 – 13, 9).

9-й час – Лк., зач. 71 – 73 (13, 10 – 13, 35).

Вт. 3-й час – Лк., зач. 74 – 77 (14, 1 – 14, 35).

6-й час – Лк., зач. 78 – 80 (15, 1 – 16, 9).

9-й час – Лк., зач. 81 – 83 (16, 10 – 17, 4).

Ср. 3-й час – Лк., зач. 84 – 86 (17, 3 – 17, 25).

6-й час – Лк., зач. 87 – 89 (17, 26 – 18, 14).

9-й час – Лк., зач. 90 – 95 (18, 15 – 19, 28).

Чт. 3-й час – Лк., зач. 96 – 98 (19, 29 – 19, 48).

6-й час – Лк., зач. 99 – 101 (20, 1 – 20, 26).

9-й час – Лк., зач. 102 – 103 (20, 27 – 21, 4).

Пт. 3-й час – Лк., зач. 104 – 107 (21, 5 – 21, 36).

6-й час – Лк., зач. 108 – 109 (21, 37 – 23, 1).

9-й час – Лк., зач. 110 – 114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах только на 6-й седмице:

Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–17 (1, 1 – 6, 21).

6-й час – Мф., зач. 18–42 (6, 22 – 11, 26).

9-й час – Мф., зач. 43–66 (11, 27 – 16, 12).

Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 (16, 13 – 21, 17).

6-й час – Мф., зач. 84–105 (21, 18 – 25, 30).

9-й час – Мф., зач. 106–116 (25, 31 – 28, 20).

Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 (1, 1 – 6, 45).

6-й час – Мк., зач. 26–51 (6, 45 – 11, 26).

9-й час – Мк., зач. 52–71 (11, 27 – 16, 20).

Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 (1, 1 – 4, 44).

6-й час – Лк., зач. 17–38 (5, 1 – 8, 39).

9-й час – Лк., зач. 39–62 (8, 40 –12, 1).

Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 (12, 2 – 16, 18).

6-й час – Лк., зач. 83–105 (16, 19 – 21, 11).

9-й час – Лк., зач. 106–114 (21, 12 – 24, 53).

Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня:

1-й день:

3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13).

6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30).

9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15).

2-й день:

3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35).

6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20).

9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).

3-й день:

3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).

6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39).

9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62).

4-й день:

3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24).

6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26).

9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53).

[150] Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

[151] О порядке пения служб на повечерии см. 25 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

[152] В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

[153] См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

[154] В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

[155] См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

[156] В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

[157] Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

[158] См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 552.

[159] Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

← предыдущий день   следующий день →