Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 7 апреля 2010 года

Версия для печати

Среда Светлой седмицы. БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России1 (службу зри 26 сентября).

Служба совершается по 16-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице, а́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник, во вто́рник или́ в сре́ду Све́тлыя неде́ли».

Календарные заметки:
Служба совершается по 16-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О томже празднице, аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели».
Порядок чтений, согласно календарю:

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великой вечерни с литией и полиелейной утрени, за которой следуют часы Пасхи (1-й, 3-й и 6-й) и Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом трижды и возглашает: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице...». Певцы: «Аминь».

Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его...», и прочее последование пасхального начала.

Ектения великая. (Предначинательный псалом и «Блажен муж» не поются.)

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (см. в Триоди), глас 4-й – 4, и праздника Благовещения, глас 6-й – 6 (см. в Минее 25 марта, на великой вечерне; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть...».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 8-й: «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х...»., со стихами (см. в Триоди)2. Паримии праздника Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й...»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя...»3; 3-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го...»; 5-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом...»)4.

Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. Затем – выход на литию.

На литии стихиры праздника Благовещения, глас 1-й. «Слава5, и ныне» – праздника Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л...». Молитвы литии.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 4-й: «Го́споди, возше́д на Крест...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава» – праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь ра́дость...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресе́ния день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). И трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых...».

Затем – тропарь праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...» (трижды)6, и совершается благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.

Вместо «Бу́ди и́мя Госпо́дне...» и псалма 33-го: «Благословлю́ Го́спода...», поется многократно тропарь Пасхи: «Христос воскресе...»7.

Иерей: «Благословение Господне на вас...»8. Хор: «Аминь». (Отпуст в конце великой вечерни не произносится.)

Примечание. «Тропа́рь пра́здника три́жды, и благослове́ние хле́бов, и раздая́ние, и чте́ние пра́здника» (Типикон, 26 марта, 16-я Маркова глава).

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом перед престолом полагает начало утрени возгла́сом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице...».

Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке:

1-й стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...».

2-й стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...».

3-й стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...».

4-й стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...».

5-й стих: «Слава» – тропарь праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...».

6-й стих: «И ныне» – тропарь праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...».

В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав».

Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)

Полиелей. Величание праздника Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Малая ектения. Седален праздника Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву...». «Всякое дыхание...». Евангелие праздника Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). (50-й псалом не глаголется.) «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Вместо «Помилуй мя, Боже...» певцы поют припев, глас 6-й: «Благовести́те день от дне спасе́ние Бо́га на́шего», и стихиру праздника Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть...» (см. славник стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни). Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

Каноны: Пасхи со ирмосом, без Богородичнов9, на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Благовещения со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).

Библейские песни не поются.

Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых», к канону праздника Благовещения – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава», к последнему – «И ныне». О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.

Катавасия – праздника Благовещения (ирмосы праздничного канона).

По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос, глас тот же. Седален праздника Благовещения, глас тот же (по выбору)10.

По 6-й песни – кондак и икос праздника Благовещения, глас 8-й. «Воскрес Иисус от Гроба...» (трижды).

Примечание. «Воскресение Христово видевше...» по 6-й песни канона не глаголется.

9-я песнь канона поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа́ моя́ Воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся...»;

2-й лик: «Вели́чит душа́ моя́ во́лею страда́вша...», «Свети́ся, свети́ся...»;

1-й лик: «Христо́с, но́вая Па́сха...», «О, Боже́ственнаго...»;

2-й лик: «А́нгел вопия́ше...», «О, Боже́ственнаго...»;

1-й лик: «Возбуди́л еси, усну́в...», «О, Па́сха ве́лия...»;

2-й лик: «Магдали́на Мари́я...», «О, Па́сха ве́лия...»;

1-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...»;

2-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...»;

1-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Па́че смы́сла...»;

2-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Па́че смы́сла...»;

1-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Ка́ко то́чиши млеко́...»;

2-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Та́йно во свяще́нных писа́ниих...»;

1-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Чу́дное священноявле́нному Моисе́ю...»;

2-й лик: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Дании́л Тя го́ру нарече́...»;

Оба лика вместе: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в...». «Слава» – светилен праздника Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г...», «И ныне» – ин светилен праздника Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь...».

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 4-й – 3, и праздника Благовещения, глас 1-й – 3; затем стих: «Да воскреснет Бог...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» – праздника Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры).

Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...» (единожды).

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...» (с молитвой главопреклонения).

По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати...», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш...». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже...». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.

Примечание. «И дае́тся святы́й еле́й бра́тии, и быва́ет лити́я вне оби́тели» (Типикон, 26 марта, 16-я Маркова глава).

Часы Пасхи.

На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи).

Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Вхо́дное Пасхи: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых...» (трижды), тропарь праздника Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...». «Слава» – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб...», «И ныне» – кондак праздника Благовещения, глас тот же: «Взбра́нной Воево́де...».

Вместо Трисвятого - «Елицы во Христа...».

Прокимен – праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне спасе́ние Бо́га на́шего», стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву...»; и дня, глас 6-й: «Помяну́ имя Твое во всяком ро́де и ро́де».

Апостол – праздника Благовещения и дня.

Аллилуиарий – праздника Благовещения, глас 1-й: «Сни́дет, яко дождь на руно́...», и дня, глас 2-й: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода...».

Евангелие – праздника Благовещения и дня.

Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше...» – «Свети́ся, свети́ся...»11.

Причастен – Пасхи: «Те́ло Христо́во...», и праздника Благовещения: «Избра́ Госпо́дь Сиона...».

Окончание Литургии – пасхальное.

Отпуст пасхальный: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 665.

3 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вни́де Моисе́й...» и «Госпо́дь созда́ мя...», а затем: «Изы́де Иа́ков...», «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го...» и «Прему́дрость созда́ Себе дом...». О порядке чтения пяти паримий праздника ср.: Минея-Март, «Потре́ба есть ве́дати, я́ко а́ще случи́тся Благове́щение в кото́рую суббо́ту поста́» (с. 176).

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 665.

5 Стихира праздника Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...», на литии всенощного бдения не поется (ср.: Типикон, 26 марта, 16-я Маркова глава).

6 При троекратном пении тропаря праздника Благовещения совершается обычное каждение стола с хлебами, пшеницей, вином и елеем.

7 Ср. с последованием пасхальной Литургии: «Вме́сто же Буди имя Господне, и вме́сто псалма́ Благословлю Господа, пое́м Христос воскресе... 12, и мно́жае...» (Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 665–667.

9 Ср. со службой пятницы Светлой седмицы.

10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос, глас тот же; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». Седален праздника Благовещения, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника Благовещения, глас тот же.

11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667.

← предыдущий день   следующий день →