Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 22 июня 2013 года

Версия для печати

Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского. Прп. Кири́лла, игумена Белоезе́рского. Прп. Александра, игумена Ку́штского.

Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Служба по Цветной Триоди.

Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «я́коже предызъяви́ся в суббо́ту мясопу́стную, во всем подо́бне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди — субботу 7-й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6-го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6-го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7-й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени).

Календарные заметки:
Служба по Триоди.
На вечерне вместо прокимна - «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» - тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на 2 статии́, с припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии - «Достойно есть». Вместо «Видехом Свет Истинный…» поется, по традиции, тропарь «Глубиною мудрости…».
Порядок чтений, согласно календарю:
** В служебных Апостоле и Евангелии указаны другие чтения за упокой для Троицкой родительской субботы: 1 Сол., 270 зач., IV, 13-17. Ин., 16 зач., V, 24-30.

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6-й — 3, и Триоди, глас 8-й — 3. «Слава» — Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю...», «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т...».

Входа нет. Вместо прокимна — «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) — стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди»; стих 2-й: «И па́мять их в род и род».

«Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́...».

По Трисвятом — тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст.

Примечание. «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым» (ср.: Триодь Постная, л. 16 об.; Триодь Цветная, л. 225 и слл.). Канон мертвен, или покоин, за усопших см. в Цветной Триоди, л. 225 об. и слл. Устав панихиды — тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского (с этого дня)1, и служба сщмч. Тимофе́я, еп. Пру́сского (с 10 июня)2. По «Достойно» — кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й...».

На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуия»3 на глас 8-й, с заупокойными стихами — стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости...» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну...».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны из Триоди, глас 6-й.

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́,́ ́поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии — «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии — «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии...».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)4.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й — «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» — поются (с припевом) по трижды, и тотчас — тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те...», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален Триоди, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый...»5. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м...».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям — «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия — тот же ирмос.

По 3-й песни — малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни — малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й...», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть»6. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Ексапостиларий Триоди: «Па́мять соверша́юще...». «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди: «Сла́досте А́нгелов...».

«Всякое дыхание...»7 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 6-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас 6-й: «Ты еси Бог наш...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными стихами, см. Триодь). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Боле́знь Ада́му бысть...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Яви́лася еси...».

По Трисвятом — тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну...».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н...». Певцы: «Утверди́, Боже...». Читается 1-й час, и бывает отпуст.

На часах — тропарь: «Глубино́ю му́дрости ...». Кондак: «Со святыми упокой...».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны канона Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я — 8.

На входе — «...спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...».

По входе — тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости...». «Слава» — кондак, глас тот же: «Со святыми упокой...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну...».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою...».

Апостол дня — Деян., зач. 51, и за упокой — 1 Кор., зач. 163 (по Триоди), или 1 Сол., зач. 270 (по служебному Апостолу).

Аллилуиарий: «Блаже́ни, яже избра́л...», со стихом.

Евангелие дня — Ин., зач. 67, и за упокой — Ин., зач. 21 (по Триоди), или Ин., зач. 16 (по служебному Евангелию).

Примечание. «Между уставными указаниями относительно апостольского и евангельского заупокойных чтений в этот день, помещенными, с одной стороны, в служебных Апостоле и Евангелии, с другой — в Цветной Триоди, существует полное расхождение. В то время как первые указывают в данную субботу обычное субботнее апостольское (1 Сол. 4, 13–17) и евангельское (Ин. 5, 24–30) чтения, Триодь предписывает брать первое из 1 Кор. 15, 47–57 (рядовой заупокойный Апостол пятницы целого года), второе — из Ин. 6, 35–39 (таковое же Евангелие среды). Данную триодную традицию можно проследить по соответствующим славянским и греческим памятникам (Триоди, Типиконы), по крайней мере, до XV в. Что же касается отмеченных указаний служебных Апостола с Евангелием, то их давность не превосходит времени появления здесь указаний на "Апостоли и Евангелия за упокой по вся дни"» (Православный церковный календарь на 1920 г.).

По «Изрядно...» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л...».

Вместо «Ви́дехом Свет Истинный...» принято петь тропарь «Глубино́ю му́дрости...».

1 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 751. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (24 февраля).

2 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее — на повечериях предшествующих дней данной седмицы.

3 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

4 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

5 Священнослужители уходят в алтарь.

6 См.: Триодь Цветная, л. 235.

7 Там же.

← предыдущий день   следующий день →