Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 16 января 2016 года

Версия для печати

Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)1. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не...».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня), глас 2-й и глас 6-й, и канон предпразднства следующего дня (см. в Минее 4 января на повечерии), глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба2 прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского (с 4 января)3.

Примечание. Каноны на повечерии соединяются следующим образом. Песнь 1-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Се́́ченое сече́́тся...» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На ка́́мени мя ве́́ры...» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Госпо́́дь Сый всех...». Песнь 4-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Прови́́дя проро́́к...» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе́́ у́́тренюю...» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Сою́́зом боя́́зни...». Песнь 6-я и песнь 7-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 8-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Глаго́́л мучи́́телев...» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; на катавасию – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «За зако́́ны оте́́ческия...». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Душа́́ми чи́́стыми...» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Стра́́нствия Влады́́чня...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не...» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не...».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́́нгел...», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́́ю любо́́вию...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются5. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́́те Го́́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец6: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не...».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Допустимо начинать пение кондаков с праздничного, а покрывать кондаком храма Богородицы.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен7 – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде и ра́дуйтеся пра́веднии», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния...»; и мученика, глас 7-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́».

Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их...»; и мученика, глас тот же: «Пра́ведник, яко фи́никс, процвете́т...».

Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением и мученика.

Поется «Достойно есть...».

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии...»; и мученика: «В па́мять ве́чную...».

1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий... глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

2 О порядке пения служб на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 Если на повечерие переносится служба прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского, канон преподобного поется без ирмосов после канона предпразднства (с повечерия 4 января). На катавасию – ирмосы канона предпразднства (с повечерия 4 января).

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

5 За исключением особых случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

6 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).

7 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378.

← предыдущий день   следующий день →