Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 14 февраля 2018 года

Версия для печати

Среда сырная. Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона.

Служба предпразднства Сретения Господня и мч. Три́фона совершается вместе со службой Триоди (по 5-й Марковой главе Типикона под 1 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Сре́тения Госпо́дня в сре́ду, или́ пято́к сыропу́стныя неде́ли»)1.

Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Иоил. II, 12–26.

На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – мученика, глас 2-й: «Преоби́дел еси су́щая на земли́...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Симео́н…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й2. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»]3, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)4. Чтец: «Аминь»5. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Христос, Истинный Бог наш...», и многолетны.

Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). После окончания вседневного славословия («Слава в вышних Богу…») – поется 1-й трипеснец Триоди с утрени сырной среды, глас 2-й: «Просте́рл еси дла́ни...» (без ирмосов), а также трипеснцы Триоди с утрени сырного четверга, глас 4-й: «Просия́ша в ми́ре...» (без ирмосов), и глас 2-й: «Расточи́вше невоздержа́ния мглу...» (без ирмосов)6.

Примечание. Трипеснцы поются следующим образом: песнь 3-я первого трипеснца среды, песнь 4-я обоих трипеснцев четверга; в 8-й и 9-й песнях предваряет трипеснец среды.

По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди…», но – кондак предпразднства, глас 6-й: «Со Отце́м Сло́во Сый неви́димо...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь»7. Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Влады́ко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) после «Честнейшую».

На утрене8 на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й.

Кафизмы 10-я и 11-я9.

По 1-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Твоя держава...») и седален предпразднства10.

По 2-м стихословии – малой ектении нет; седален Триоди, глас 2-й: «С ми́ром прейти́...» (дважды)11. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Предстоя́щи Кресту́ Твоему́...».

Псалом 50-й.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Песнь 1-я – канон предпразднства со ирмосом на 612, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 3-я – канон предпразднства со ирмосом на 413, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»14), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й15 трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса)16.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум…».

По 3-й песни – малая ектения; кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Сокро́вище ве́чное…».

Песнь 4-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 5-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 6-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Я́коже проро́ка Ио́ну…».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос предпразднства, глас 6-й.

Песнь 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 8-я – канон предпразднства со ирмосом на 4, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благослови́м…».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине́ Моисе́ю Де́вы чу́до…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 4, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию заче́ншую…».

По 9-й песни «Достойно есть», по обычаю, не поется. Малая ектения. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Отроча́ прине́сши...».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Зижди́тель Небесе́ и земли́…».

«Благо есть…» (единожды)17. Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»]18, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.

На всех часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика19. Кондак только предпразднства. Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На 1-м часе – стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются20. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Непосредственно после поклонов21 иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется кондак «Взбранной Воево́де…». Отпуст 1-го часа: «Христос, Истинный Бог наш...», и многолетны.

На 6-м часе после Богородична часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…», чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю́ Святы́й…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси́, Господи, лю́ди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову́…»22. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», и прочее последование часа. После молитвы 6-го часа: «Боже и Господи Сил…» – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)

Примечание. «По ко́емждо часе́, по три покло́ны вели́кия. Вече́рня же пра́здника быва́ет во свое́ вре́мя» (Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 448), в Типиконе недомолвка, и после 9 часа должны совершаться изобразительны, которые следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...)23.

Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки24:

В храме Господском и Богородицы – кондак мученика. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В храме Господском кондаки могут читаться в порядке, указанном для храма святого: кондак храма; «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...», и многолетны.

Литургия в этот день не совершается.

Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко в Палести́не, е́же есть во Иерусали́мской стране́, не прия́хом от святы́х оте́ц сотворя́ти соверше́нныя Литурги́и в сре́ду и пято́к сы́рныя седми́цы, ниже́ Преждеосвяще́нныя: в та бо два дни пое́м Аллилу́иа с покло́ны, ве́чер и у́тро, я́коже вы́ше рече́ся25. По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную...», 2-е «зри»).

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 446–448.

2 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 2) указывают тропарь мученика, глас 4-й: «Му́ченик Твой, Го́споди, Три́фон...».

3 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 446.

5 Конечное Трисвятое не произносится.

6 Ср.: Типикон, 2 февраля, 5-я Маркова глава, 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 447, 635–636. О порядке пения канонов на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

7 Конечное Трисвятое не произносится.

8 Начало утрени такое же, какое она имеет при непостовом богослужении. Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.

9 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене всегда читаются две кафизмы.

10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно седальнов по 1-м стихословии, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений (после малой ектении и возгласа): седален предпразднства, глас 1-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна...» (см. в Минее по 1-м стихословии), «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Роди́лся еси на земли́...» (см. в Минее по 2-м стихословии).

11 Учитывая указания Триоди, можно считать допустимым следующий порядок исполнения седальнов по 2-м стихословии: седален Триоди, глас 2-й: «С ми́ром прейти́...», «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Предстоя́щи Кресту́ Твоему́...».

12 Устав (см.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона предпразднства в песнях без трипеснца. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 447), в данном случае ирмос канона предпразднства должен петься дважды.

13 Устав (см.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона предпразднства в песнях с трипеснцем. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 447), в данном случае ирмос канона предпразднства должен петься дважды.

14 Данное указание Типикона означает, что в каноне мученика первые два тропаря соединяются и поются «за един», затем поется третий тропарь. Богородичны канона мученика опускаются.

15 Первый трипеснец Триоди на утрене не поется, так как он уже «предпе́т на повече́рии» (ср.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава).

16 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 447.

18 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

19 Ср.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 448.

20 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

21 Конечное Трисвятое не произносится.

22 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец проки́мен не глаго́лет, то́чию ска́жет: Глас 6-й: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́... Чтец то́кмо ска́жет гла́с, проки́мена же не глаго́лет…» (см. Типикон, «В ту́южде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 848.

23 Следует учитывать, что в аналогичном случае при совпадении попразднства Сретения Господня со средой или пятницей сырной седмицы в Уставе содержится следующее указание: «По 9-м часе́, пое́м блаже́нны ско́ро без пе́ния, и про́чее» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 459–460), в Типиконе недомолвка, и изобразительны следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...). Однако он допускает и возможность того, что в Уставе содержится указание на великопостное начало изобразительных (с блаженн: Во Царствии Твоем...).

24 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 448.

25 Литургия в среду сырной седмицы не совершается и при службе с «Бог Господь» в случае совпадения этого дня с предпразднством Сретения Господня.

← предыдущий день   следующий день →