Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 23 июня 2018 года

Версия для печати

Суббота. Сщмч. Тимофе́я, еп. Пру́сского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского.

Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля).

Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуа́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах.

Служба сщмч. Тимофе́я, еп. Пру́сского, не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофе́я, еп. Пру́сского (без праздничного знака) (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)24. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси́ от бед…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 16-я и 17-я25. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святи́телех благоче́стно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…»26.

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 4-й – 5, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 7-й: «Святи́телей украше́ние…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святи́телю Христо́в Иоа́нне…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 16-я и 17-я27. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небе́сную дверь и киво́т...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоанна…». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)28.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святи́телех благоче́стно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94)29; седален святителя, глас 6-й. «Слава» – седален священномученика, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тя приста́нище...».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь святи́тель Иоа́нн…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла...».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня30.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

24 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

25 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

26 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

27 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

28 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

29 Кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святи́телех благоче́стно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94) в богослужении данного дня (при соединении со службой свт. Иоанна, митр. Тобольского) может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Фео́фила и иже с ними). В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии на «Славу» должен петься кондак святителя.

30 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

← предыдущий день   следующий день →