Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 20 января 2019 года

Версия для печати

Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 1-й. Попразднство Богоявления70. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (ср: Типикон, 7 января, 1-е и 5-е «зри»; Типикон, 26 декабря, Маркова глава; Минея, 7 января, 1-я Маркова глава).

Календарные заметки:
С этого дня по 14 января – попразднство Богоявления.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Недели по Богоявлении: Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7–13.   Мф., 8 зач., IV, 12–17.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. 6 января, в сам день праздника, на «Господи, воззвах»), и Предтечи, глас 1-й – 3 (см. 7 января). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во пло́ти свети́льниче…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю) (ср.: Типикон, 7 января).

На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. 6 января, в сам день праздника, на литии). «Слава» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Предтечи, глас 4-й: «Яко Ду́ха рачи́тель…» (см. 7 января, на стиховне вечерни), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, подража́им…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (единожды), тропарь праздника, глас 1-й (единожды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды) (ср.: Минея, 7 января, Маркова глава)71.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные72.

Непорочны73 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника (оба канона) на 6 и Предтечи на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…»74.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Предтечи, глас 8-й: «Иорда́н струя́ми…» (дважды; см. 7 января). «Слава, и ныне» – ипакои́ праздника, глас 5-й: «Егда́ явле́нием...» (см. 6 января, в сам день праздника, на утрене по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника и Предтечи не поются).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Предтечи: «Стези́ предугото́вал...», «И ныне» – светилен праздника: «Яви́ся Спас...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 875: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас тот же – 4 (см. 7 января; со своими припевами; припевы см. в Минее 7 января на стиховне вечерни); затем припев: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́», и стихира Предтечи, глас 6-й: «А́нгел из непло́дных ложе́сн…» (см. славник хвалитных стихир Минеи 7 января). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»76.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...» (с упоминанием Предтечи).

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондак Предтечи.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 4, праздника (обоих канонов), песнь 3-я – 4 и Предтечи, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении77 и Предтечи78.

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и Предтечи.

Задостойник праздника (и до отдания).

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода...»79, и Предтечи: «В па́мять ве́чную...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...» (с упоминанием Предтечи).

70 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее – попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства – служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...»

Некоторые особенности попразднства Богоявления:

1) На утрене по кафизмах произносятся ектении.

2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется.

3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.

4) На Литургии по входе поется: «…спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «...Воскресы́й из мертвых...»).

5) Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

6) Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.

7) На Литургии во все дни попразднства поется задостойник – припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоуме́ет всяк язык…».

71 Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). Порядок пения тропарей в конец вечерни в Марковой главе Типикона под 26 декабря излагается следующим образом: тропарь праздника (дважды) и святых (единожды).

72 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

73 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

74 Ср.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава.

75 Ср.: Минея, 7 января, Маркова глава. Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). В Марковой главе Типикона под 26 декабря даются следующие указания о пении хвалитных стихир: воскресные – 4, и праздника – 4. «Слава» – святых, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Евангельская стихира – перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»).

76 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

77 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

78 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

79 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).

← предыдущий день   следующий день →