Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 14 декабря 2017 года

Версия для печати

Четверг. Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого. Аллилуия.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Наума) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Филарета Милостивого1 в соединении со службой прор. Наума (без праздничного знака) и службой Октоиха (В).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас 3-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́во, из Тебе́ Ро́ждшагося моли́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко плодови́та ма́слина…».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы...».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален пророка, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак пророка, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упова́ние мое́…».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: ра́дуйся, незаходи́маго Све́та о́блаче...».

На часах – тропарь и кондак пророка.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь пророка; кондак дня, ин кондак дня, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Наума) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая.

На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).

На утрене кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском – кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», кондак храма, [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прав. Филарета, глас 4-й – 3, и пророка глас 3-й – 3. «Слава» – прав. Филарета, «И ныне» – догматик по гласу «Славы».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры прав. Филарета (со своими припевами). «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Де́во Свята́я...».

По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется2. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны прав. Филарета (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет3, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе́ вопло́щшагося...».

По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» – ин4 светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен Минеи5.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно.

На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прав. Филарета.

Апостол и Евангелие – дня и прав. Филарета.

1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

4 Если в службе один светилен, то он повторяется.

5 Если в службе отсутствует Богородичен светильна, его допустимо заимствовать из другой службы прав. Филарета.

← предыдущий день   следующий день →