Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Алтарная преграда

Версия для печати

Алтарная преграда (в раннехристианское время χάγχελλα или лат cancellus, в Византии в послеиконоборческое время τεμπλόν) — барьер, который отделял алтарь от остального храма. Алтарная преграда состояла из колонок, между которыми снизу были установлены либо мраморные плиты, либо металлические решетки, а сверху положена балка (архитрав, космит). В центре алтарной преграды устраивались св. врата, а по бокам диаконские двери.

Древнейшие алтарные преграды были выдвинуты в неф в форме буквы «п». Первоначально они были просто металлическими решетками ограждения. Затем вместо решеток стали использовать мраморные плиты. Впоследствии, около середины 5 века форма алтарной преграды усложнилась. Теперь к плитам прибавились колонки, на которые сверху была положена балка (космит). Однако вся конструкция целиком оставалась «прозрачной», и народ, стоящий в храме, мог свободно наблюдать за тем, что происходило в алтаре. Лишь в определенные моменты богослужения алтарь закрывала завеса, которая могла крепиться как к внутренней стороне алтарной преграды, так и к столбам кивория, отделявшим престол. Колонки плиты и архитрав алтарной преграды обычно изготовлялись из цветного мрамора или из серебра, как в Софии Константинопольской (VI в.). Форма алтарной преграды постепенно менялась; на смену выдвинутой в неф п-образной выгородке приходит преграда в форме простой перегородки между восточными столбами церкви.

В X-XI вв., после окончания иконоборчества в оформлении алтарной преграды начинают использовать иконы. Иконы первоначально устанавливаются в промежутках между колонками, монументальные иконы, написанные прямо на колоннах или прислоненные к столбам, фланкируют преграду справа и слева, а сверху на архитрав устанавливается длинная расписная или резная панель с Деисисом или важнейшими христианскими праздниками. На этом завершается эволюция алтарной преграды, как в Византии, так и в домонгольской Руси.

После 1261 года, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев, возникла необходимость в сооружении новых алтарных преград, но хороший мрамор было достать трудно. Алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды и стали называть иконостасами.

На Руси иконостас развивался в двух направлениях; по горизонтали и вертикали. На рубеже XV века в связи с изменениями в богослужении иконостас стал закрывать не только центральную апсиду, но и боковые, в которых находились в северной — протезис (жертвенник), а в южной кутейник, место куда приносилась кутья и совершались панихиды.  Кутейник был теперь перенесен в притвор, где и сейчас находится поминальный столик, а в южной апсиде стали устраивать ризницу или диаконник. Начиная с XV-XVI века иконостас стал расти в высоту; сверху к праздникам стали добавлять ещё несколько рядов икон. Так сформировался современный многоярусный иконостас. Однако, самые ранние русские иконостасы представляли собой просто оштукатуренную стенку, на которой были написаны иконы; таким был, к примеру, древнейший иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Основная функция алтарной преграды — отделение алтаря от храма, однако, со временем алтарная преграда превратилась в глухую перегородку, алтарь стал пониматься, как отдельное, особенное, священное пространство.

Литература:
Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al.  (eds.), 3 v.  NY — Oxford, 1991. Р.2023-2024.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. P. 212, 213, 361, 363.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
А.М. Высоцкий, А.Ю Казарян и др. Алтарная преграда // Православная Энциклопедия. Т II. М. 2000. С.51-53.
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 1 (2). М. 1997. C. 212.
Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб. 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М 2000. С. 14, 88, 167.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 432.