Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Версия для печати
3 октября 2012 г. 18:29

28-30 сентября 2012 года в Болгарии прошла I Национальная конференция по религиозному образованию «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в современной Болгарии». С докладом «Итоги и перспективы апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики"» выступил заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В. Демидов.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, уважаемые коллеги!

Инициатива введения курса принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была поддержана государственным руководством Российской Федерации: Президентом и Премьер-министром. В связи с этим 2 августа 2009 года было опубликовано Поручение Президента Российской Федерации, а Министерством образования и науки России был предложен план мероприятий по его реализации. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) была начата в 3-й четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9 729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.

Модуль «Основы светской этики» выбрали для изучения своими детьми 42% родителей, 30% — «Основы православной культуры», 18% — «Основы мировых религиозных культур», 9% — «Основы исламской культуры». 1% — «Основы буддийской культуры» и менее 1% — «Основы иудейской культуры». Более 90% родителей позитивно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим. Эксперимент завершился.

К 1 августа 2012 года выбор учебных модулей курса ОРКСЭ по Российской Федерации в целом завершен. По данным Министерства образования и науки России с 1 сентября 2012 года «Основы светской этики» будут изучать 557 507 обучающихся (42,7%), «Основы православной культуры» — 428 955 обучающихся (31,7%), «Основы мировых религиозных культур» — 286 050 обучающихся (21,2%), «Основы исламской культуры» — 54 275 обучающихся (4%), «Основы буддийской культуры» — 4 996 обучающихся (0,4%), «Основы иудейской культуры» — 690 обучающихся (0,1%). Во многом эти показатели являются объективным свидетельством того, что органы управления образованием, родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценили главную задачу курса ОРКСЭ — воспитание свободной личности, укорененной в культурных религиозных традициях своей семьи и народа.

Наиболее значимым результатом экспериментального этапа введения в школах России предметов по религиозным культурам и светской этике можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам духовно-нравственного воспитания в школе.

В регионах созданы органы содействия введению нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы.

Интересен опыт сотрудничества некоторых епархий Русской Православной Церкви с областными институтами повышения квалификации педагогов. Например, в Ярославле (экспериментальный регион, вступивший в апробацию ОРКСЭ в 2010 году) для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, экскурсии по наиболее значимым памятникам древнерусской православной культуры, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников.

Творчески отнеслись к участию в эксперименте представители Томской епархии, при непосредственном участии которых был разработан проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Интернет-адрес проекта — www.3dhram.ru. Данный проект реализован силами епархии и на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль ОПК. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать о строении и убранстве православного храма, о Таинствах, священнослужителях Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора г. Томска.

Практически во всех епархиях, принявших участие в апробации курса ОРКСЭ в 2009 -2011 годах наработан свой богатый опыт сотрудничества с органами управления образованием, образовательными учреждениями с тем, чтобы сделать «Основы православной культуры» по-настоящему интересным и значимым предметом для учителей, детей и родителей. Познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям, постоянно действующие при монастырях и храмах консультативные центры, курсы повышения квалификации с участием представителей религиозных конфессий, авторские методические разработки — эти и другие формы совместного участия в проекте систематизированы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и стали не только общецерковным достоянием, но и активно используются при подготовке педагогов на федеральном уровне Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Федеральным институтом развития образования (ФИРО).

Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества, выработке механизмов обсуждения, согласования и совместного принятия наиболее важных решений о перспективах курса ОРКСЭ имеет работа Межведомственного координационного совета по развитию преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» при Министерстве образования и науки РФ. При непосредственном участии министра образования и его заместителей за период апробации прошло 7 заседаний МКС, в ходе которых принимались решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, находились пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере разделить ответственность за принятые в ходе апробации решения.

В ходе апробации курса ОРКСЭ при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви создан и в настоящее время функционирует Экспертный совет, который, в частности, осуществляет контроль качества всех учебных пособий по «Основам православной культуры», используемым в образовательном процессе школы. В настоящее время вырабатывается механизм согласования государственной федеральной и конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам.

Эксперимент завершен, во исполнение Поручения Президента России с 1 сентября 2012 года началось повсеместное изучение религиозной культуры и этики пока только в четвертом классе. В настоящее время идея о распространении практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, находит все больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием, других традиционных религиозных конфессий. Концептуальная позиция руководства Отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте развития позитивного опыта апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На сегодняшний день, очевидно, что практика изучения религиозной культуры по выбору в школе нашла общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, чтобы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования предусмотреть возможность сравнительного изучения различных модулей курса, но это совершенно не значит, что такое знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном итоге привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода.

Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическую и родительскую общественность, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и как результат — вернуть в систему образования воспитательную составляющую, на основе традиционных религиозных ценностей.

Перспективы и направления дальнейшего развития опыта изучения религиозной культуры в общеобразовательной средней школе пока еще остаются предметом активного обсуждения, общественной дискуссии, в результате которых школьное религиозно-культурологическое образование должно превратиться в повседневную, обычную практику, при которой дети и их родители смогут свободно и осознано делать свой выбор и полном объеме получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов.

На основании мониторинга результатов эксперимента можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе:

Отсутствие в ходе апробации курса ОРКСЭ негативного опыта возникновения разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования. Напомню, что и Министерство образования, и Общественная палата России проводили свои независимые исследования хода эксперимента. По их данным ни в одном из регионов, где в тестовом режиме вводились новые предметы по религиозным культурам, не было зафиксировано ни одного случая разногласий или конфликтов по мотивам религиозных или этнических различий.

Взаимодействие органов управления образованием, педагогической и родительской общественности, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач, нравственного возрождения российского общества и нуждается в активной государственной поддержке и развитии.

Активное, заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей традиционных религиозных организаций в обеспечении свободного, информированного выбора модулей по религиозной культуре, в свою очередь, свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс.

Отвечая на запрос Правительства РФ относительно итогов апробации 2009-2011 годов и дальнейших перспектив преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предложил вариант поэтапного перехода к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.

В соответствии с этим предложением расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка необходимых методических материалов для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей.

На втором этапе с участием конфессий готовятся учителя, учебники и программы для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5-м классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования. Изучение сравнительного курса религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) было бы более целесообразно на старшей ступени школы, так как для правильного понимания всего многообразия религиозных традиций, в первую очередь, необходимо глубокое и основательное знание родной культуры, правильное, последовательное воспитание в детях внимания и уважения к собственным религиозным памятникам.

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания каждой отдельной религиозной культуры и предметной области или комплексного учебного курса в целом. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

В этой связи возникает еще один важный вопрос, без решения которого невозможно в перспективе рассчитывать на поступательное развитие преподавания религиозной культуры в общеобразовательных учебных заведениях — это вопрос о подготовке тех, кто сам будет заниматься духовно-нравственным воспитанием детей. Речь, в данном случае, идет о теологическом образовании в высшей школе, которое, по сути, является продолжением изучения православной культуры в системе профессионального образования, а также о духовных учебных заведениях. Получая полноценные религиозно-культурологические знания, обладая опытом реальной духовной жизни и послушания Церкви, выпускники духовных академий и семинарий могли бы быть полезны обществу не только в качестве священно- и церковнослужителей, но и как квалифицированные специалисты в православном богословии, культуре, традиции, в том числе преподавать ОПК в средней общеобразовательной школе. Для этого в настоящее время необходимо, чтобы дипломы высших Церковных учебных заведений были признаны на государственном уровне.

С учетом активного участия Церкви в доработке нового «Закона об образовании», включающего отдельную главу, посвященную религиозному образованию, институализации различных форм и методов получения знаний о Православии сегодня можно открыто говорить о создании в России системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, как об этом неоднократно заявлял на Международных Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эта система, имеющая колоссальный, многовековой потенциал духовно-нравственного воспитания может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентноспособным национальное образование всех уровней. Благодарю за внимание.

Портал «Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами поздравил выпускников Военной академии РВСН

Заявление Синодального отдела религиозного образования в связи с проведением в некоторых образовательных организациях анкетирования учащихся без согласия родителей [Документы]

Святейший Патриарх Кирилл поздравил члена Патриаршего совета по культуре Ю.П. Вяземского с днем рождения

В Париже состоялась I Международная конференция, посвященная развитию традиций казачества за рубежом

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В светском образовательном пространстве теология представляет собой уникальную возможность для диалога между традиционными религиями [Интервью]

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на научно-практической конференции «Вера и знание: православный взгляд на проблему науки и техники в XXI веке» [Статья]

В Германии начались очередные «Молодежные богословские встречи» для студентов из России

Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая награждена орденом прп. Евфросинии Московской

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Заявление Синодального отдела религиозного образования в связи с проведением в некоторых образовательных организациях анкетирования учащихся без согласия родителей [Документы]

В Общецерковной аспирантуре завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Другие статьи

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Главная задача — познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана

Теология в светском образовательном пространстве

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»

Выступление епископа Выборгского Игнатия на курсах повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»

Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии

Порядок аккредитации СМИ на XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность»

Предложения по размещению участников Рождественских чтений