Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Семинары юридической службы Московской Патриархии. Ответы на вопросы

Версия для печати
29 августа 2011 г. 10:30

В первом полугодии 2011 года сотрудники юридической службы Московской Патриархии провели цикл юридических семинаров для монастырей и благочиний Москвы. Были представлены доклады, посвященные различным аспектам правового регулирования деятельности Церкви в современном обществе. По итогам докладов состоялась дискуссия, в ходе которой участники семинаров задали ряд вопросов по актуальным проблемам церковно-правовых отношений.

Темы докладов

Руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) выступила с докладом на тему «Особенности передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения», в котором рассмотрела ряд вопросов, связанных с применением закона № 327-ФЗ от 30.11.2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности». В ходе доклада, в частности, было отмечено, что в настоящее время положения закона № 327-ФЗ не могут быть реализованы, поскольку необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативных актов. Поэтому вопрос о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения будет решаться только после принятия подзаконных нормативных актов, которое ожидается в ближайшее время. В связи с этим следует учесть, что в настоящее время постановлением правительства № 325 от 26 апреля 2011 года утвержден перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи.

На семинарах также выступили сотрудники юридической службы Московской Патриархии А.В. Бобков, Л.Г. Чавчанидзе, С.В. Гаврилова, а также юристы юридической службы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества В.В. Захаренко и О.М. Трайнин. Обсуждались вопросы предоставления отчетности в Министерство юстиции РФ, порядка оформления земельных отношений религиозными организациями, оформления трудовых отношений, перерегистрации уставов приходов, а также организации социальной работы на приходах.

Ответы на вопросы

― Я являюсь настоятелем строящегося храма. Община официально зарегистрирована, строительство не начато. Штатного расписания нет. Может ли настоятель и казначей быть волонтерами?

― Ситуация, когда община официально зарегистрирована как юридическое лицо, позволяет оформить для нее всю необходимую кадровую документацию, в том числе и штатное расписание. Настоятель является руководителем религиозной организации и лицом материально ответственным. Казначей также является материально ответственным лицом. В связи с этим отношения между настоятелем и казначеем не могут строиться как отношения добровольцев. Они должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Следует также учесть, что священнослужители, осуществляющие в религиозных организациях богослужения и другие религиозные обряды, не признаются работниками данной религиозной организации согласно ст. 24 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 года. Соответственно, трудовой договор с ними не заключается и трудовая книжка для них не оформляется. В штатное расписание священнослужителей следует включать в связи с тем, что они входят в структуру организации и им начисляется и выплачивается вознаграждение за служение. Порядок приема на работу в религиозную организацию казначея регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. При приеме на работу с казначеем заключается трудовой договор, оформляется трудовая книжка.

― Имущество передано в безвозмездное пользование прихода. Остается ли право оформить в будущем то же самое имущество в собственность?

― Религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность в соответствии с положениями закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Исключение составляет имущество, которое не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также если имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения, в соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

― Какая комиссия на приходе должна собирать материальные пожертвования и кто должен входить в состав этой комиссии?

― Согласно Типовому уставу прихода, органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия. В пределах своей компетенции комиссия осуществляет, в том числе, контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами.

Ревизионная комиссия состоит из председателя и двух членов, избранных приходским собранием из числа его членов сроком на три года с правом переизбрания на новый срок (но не более двух, в исключительных случаях — трех переизбраний). Настоятель и члены приходского совета не могут состоять в близком родстве с членами ревизионной комиссии.

― Если в печати религиозной организации неполное наименование, то нужно ли переделывать печать?

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Поэтому, если печать религиозной организации содержит неполное наименование, ее нужно переделать. Полное наименование религиозной организации содержится в ее Уставе.

― Есть ли реестры памятников федерального значения и местного значения?

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр регулируется ст. 18 закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года.

Юридическая служба Московской Патриархии

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной клирика Московской (городской) епархии протоиерея Василия Скоробогатова [Патриарх : Послания]

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной заштатного клирика Московской (городской) епархии протоиерея Зотика Якимчука [Патриарх : Послания]

В России и Казахстане пострадавшие от паводков получают помощь в православных храмах и монастырях

Более ста вдов священнослужителей московских приходов и ставропигиальных монастырей получили материальную помощь в первом квартале 2024 года

В бельгийском Кортрейке освящен русский храм

Суд постановил передать государству Успенский собор Украинской Православной Церкви в Каневе

Первое богослужение состоялось в Спасо-Преображенском соборе г. Перми после 90-летнего перерыва

Святейший Патриарх Кирилл назвал знаменательные события уходящего года

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Что нужно учитывать при отражении в учете материальной и финансовой помощи участникам СВО в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства? Разъяснение Правового управления Московской Патриархии

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии по поводу утверждения договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы...»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России