Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Прогрессивное значение христианизации народов Якутии

Прогрессивное значение христианизации народов Якутии
Версия для печати
19 ноября 2006 г. 16:42

Христианство, принесенное в Ленский край почти четыре века назад, способствовало формированию якутского литературного языка и сыграло исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха. И хотя и сейчас якутов порой относят к «язычникам», можно «с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций», и с каждым годом растет число коренных жителей, считающих себя православными, пишет автор настоящей статьи, опубликованной на сайте «Православие на Дальнем Востоке».

Движение русских служилых людей в XVII веке на восток от реки Енисей было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI веке как процесс территориального  расширения Русского централизованного государства, ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей.

Богатый пушниной Ленский край — «Якольская землица» — давно привлекал предприимчивых и смелых казаков — служилых, промышленных, торговых людей всего Севера России: Тобольска и Мангазеи, Красноярска и Енисейска, которые вглубь северо-востока Азии шли двумя путями — северным через Мангазею и южным — через Енисейск. Московское правительство умело управляю этим, на первый взгляд, весьма хаотичным процессом: оно санкционировало, финансировало, контролировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь.

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 году был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве.  Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 года в Ленский острог. С ними прибыла целая церковная миссия. Воеводы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, перенесли Ленский острог на левый берег. В 1643 году завершилось строительство нового острога, который стал называться Якутским и стал не только административным, военно-политическим, культурным, но и церковным центром всего северо-востока Азии.

Христианизация коренных жителей Ленского края — саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств.

Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок в конце XVIII — начале XIX  веков. По архивным данным, в 1823 году некрещеные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество, так как, по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, «… вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняло общение между людьми». К тому же в это время Православная Церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.

Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся «в тело и душу» языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды Православия. Так, в «Степных законах и обычаях якутов» (1823 год) отмечалось, что шаманство «хотя и тайно, но употреблялось у многих якутов». Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XIX — начале XX века.

С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии — православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению «инородцев» в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Как правильно заметил известный якутский филолог, академик АН РС (Я) П.А. Слепцов, «учебные пособия, выпускаемые миссионерами, в своей якутской части постоянно совершенствовались, и к концу XIX — началу XX века в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми, и по литературной обработанности и нормативности практически не отличаются от современных литературных образцов». Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык — основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.

Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями святителя Иннокентия (Вениаминова), архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году святитель перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году; свою деятельность начали Якутская духовная консистория, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванные содействовать утверждению христианской веры среди местного населения. К концу XIX  века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен.

Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее — к европейской культуре и мировой цивилизации. До Октябрьской революции Православие сыграло роль объединяющего фактора в отношениях между народами. Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа. Так, в докладной записке министру внутренних дел России от 9 марта 1913 года о восстановлении для Якутской области права на избрание одного представителя от области в Государственную Думу, врач П.Н. Сокольников и голова Мегинского улуса Д.И. Слепцов не без гордости констатируют: «В настоящее время так называемые инородцы находятся на  стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет более ускоренным темпом. По крайней мере, мы, якуты, свободны от ислама и буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли Православие» («Чолбон», 1995 г., №10).

А великий якутский писатель и мыслитель А.Е. Кулаковский, подчеркивая роль христианизации, писал о даровании русскими Православия местным народам. Алексей Елисеевич, конечно, ясно понимал, какое важное судьбоносное значение имел этот процесс в «нашей культивизации и слиянии с русскими».

В последние годы идет бесплодный спор: саха (якуты) — православные или язычники? Есть люди, которые утверждают, что саха — языческий народ. Возьмем три вехи человеческой жизни: рождение, создание семьи, смерть. Мы являемся в этот мир, женимся или выходим замуж, живем, трудимся, отправляемся на тот свет — по христианским, православным обычаям, законам и традициям. (Можно сказать, что мы совершенно обрусевший народ, но сумевший сохранить свою самобытную культуру. Смею утверждать — это феноменальное явление, которое предстоит еще изучить). Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая — день памяти святого Николая Чудотворца. Для народа саха с этого дня начинаются летние дни. И в старину, и сегодня все отмечают Николин день. Это еще одно доказательство того, что мы — православные. Сто раз прав наш первый президент М.Е. Николаев, когда в Париже, выступая по французскому телевидению, сказал, что саха — православный народ.

Сегодня можно с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций, и с каждым годом все больше и больше становится число коренных жителей, считающих себя православными.

Е.С. Шишигин, директор Якутского  государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, член Президиума Союза Музеев России, кандидат исторических наук, доцент.

Материалы по теме

8 декабря ПСТГУ и Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры проводят XII Филаретовский семинар

75 лет назад был разрушен храм Христа Спасителя [Историческая справка]

В Москве завершила работа конференция «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского)»

Патриаршее приветствие участникам конференции «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины» [Патриарх : Приветствия и обращения]

Во Владимире прошел семинар, организованный Синодальным миссионерским отделом

В 23-й миссионерский рейс из Новосибирска отправился поезд «За духовное возрождение России»

В Перми прошел съезд руководителей миссионерских отделов епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа

В ежегодный миссионерский рейс отправился корабль-церковь «Андрей Первозванный»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Митрополит Калужский Климент: Их наградили за русское слово

Тема Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

«Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Международном съезде церковных регентов

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Волоколамский Иларион: Достоевский верил во Христа не только как в Воплотившегося Бога, но и как в идеал человечества

Распутин и мы. Творчество и гражданская позиция писателя

История Московского епархиального дома

Отношения Церкви, государства и общества в России: вызовы XXI века и стратегия будущего