Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Прогрессивное значение христианизации народов Якутии

Прогрессивное значение христианизации народов Якутии
Версия для печати
19 ноября 2006 г. 16:42

Христианство, принесенное в Ленский край почти четыре века назад, способствовало формированию якутского литературного языка и сыграло исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха. И хотя и сейчас якутов порой относят к «язычникам», можно «с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций», и с каждым годом растет число коренных жителей, считающих себя православными, пишет автор настоящей статьи, опубликованной на сайте «Православие на Дальнем Востоке».

Движение русских служилых людей в XVII веке на восток от реки Енисей было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI веке как процесс территориального  расширения Русского централизованного государства, ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей.

Богатый пушниной Ленский край — «Якольская землица» — давно привлекал предприимчивых и смелых казаков — служилых, промышленных, торговых людей всего Севера России: Тобольска и Мангазеи, Красноярска и Енисейска, которые вглубь северо-востока Азии шли двумя путями — северным через Мангазею и южным — через Енисейск. Московское правительство умело управляю этим, на первый взгляд, весьма хаотичным процессом: оно санкционировало, финансировало, контролировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь.

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 году был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве.  Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 года в Ленский острог. С ними прибыла целая церковная миссия. Воеводы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, перенесли Ленский острог на левый берег. В 1643 году завершилось строительство нового острога, который стал называться Якутским и стал не только административным, военно-политическим, культурным, но и церковным центром всего северо-востока Азии.

Христианизация коренных жителей Ленского края — саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств.

Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок в конце XVIII — начале XIX  веков. По архивным данным, в 1823 году некрещеные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество, так как, по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, «… вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняло общение между людьми». К тому же в это время Православная Церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.

Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся «в тело и душу» языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды Православия. Так, в «Степных законах и обычаях якутов» (1823 год) отмечалось, что шаманство «хотя и тайно, но употреблялось у многих якутов». Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XIX — начале XX века.

С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии — православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению «инородцев» в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Как правильно заметил известный якутский филолог, академик АН РС (Я) П.А. Слепцов, «учебные пособия, выпускаемые миссионерами, в своей якутской части постоянно совершенствовались, и к концу XIX — началу XX века в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми, и по литературной обработанности и нормативности практически не отличаются от современных литературных образцов». Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык — основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.

Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями святителя Иннокентия (Вениаминова), архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году святитель перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году; свою деятельность начали Якутская духовная консистория, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванные содействовать утверждению христианской веры среди местного населения. К концу XIX  века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен.

Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее — к европейской культуре и мировой цивилизации. До Октябрьской революции Православие сыграло роль объединяющего фактора в отношениях между народами. Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа. Так, в докладной записке министру внутренних дел России от 9 марта 1913 года о восстановлении для Якутской области права на избрание одного представителя от области в Государственную Думу, врач П.Н. Сокольников и голова Мегинского улуса Д.И. Слепцов не без гордости констатируют: «В настоящее время так называемые инородцы находятся на  стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет более ускоренным темпом. По крайней мере, мы, якуты, свободны от ислама и буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли Православие» («Чолбон», 1995 г., №10).

А великий якутский писатель и мыслитель А.Е. Кулаковский, подчеркивая роль христианизации, писал о даровании русскими Православия местным народам. Алексей Елисеевич, конечно, ясно понимал, какое важное судьбоносное значение имел этот процесс в «нашей культивизации и слиянии с русскими».

В последние годы идет бесплодный спор: саха (якуты) — православные или язычники? Есть люди, которые утверждают, что саха — языческий народ. Возьмем три вехи человеческой жизни: рождение, создание семьи, смерть. Мы являемся в этот мир, женимся или выходим замуж, живем, трудимся, отправляемся на тот свет — по христианским, православным обычаям, законам и традициям. (Можно сказать, что мы совершенно обрусевший народ, но сумевший сохранить свою самобытную культуру. Смею утверждать — это феноменальное явление, которое предстоит еще изучить). Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая — день памяти святого Николая Чудотворца. Для народа саха с этого дня начинаются летние дни. И в старину, и сегодня все отмечают Николин день. Это еще одно доказательство того, что мы — православные. Сто раз прав наш первый президент М.Е. Николаев, когда в Париже, выступая по французскому телевидению, сказал, что саха — православный народ.

Сегодня можно с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций, и с каждым годом все больше и больше становится число коренных жителей, считающих себя православными.

Е.С. Шишигин, директор Якутского  государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, член Президиума Союза Музеев России, кандидат исторических наук, доцент.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Храм как образ мира и человека

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Шаг к добру и свету — Христу

Митрополит Калужский Климент: Их наградили за русское слово

Тема Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

«Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Международном съезде церковных регентов

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Волоколамский Иларион: Достоевский верил во Христа не только как в Воплотившегося Бога, но и как в идеал человечества

Распутин и мы. Творчество и гражданская позиция писателя