Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархии

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархии
Версия для печати
2 февраля 2007 г. 18:10

29 января 2007 года правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви девять объектов церковной недвижимости, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения.

Ниже приводятся краткие исторические сведения и описание переданных сооружений.

1. Церковь Георгиевская «за верхом» (г. Калуга, ул. Баумана, 14)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииОкончание постройки существующего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека привлекает внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Он выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых образуют балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Просторный алтарь сохраняет традиционную трехапсидную форму, но более сглаженную. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг.  Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: 2 оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт, вновь открыт в том же 1940 г.

В 1950 г. в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения.

2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииХрам был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня.

Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Ф.А.Извекову, церковному старосте, пожертвовавшему в пользу храма из личных средств 600 руб. В 1899-1900 гг. на его деньги была отремонтирована трапезная, заново расписаны стены храма (эти росписи сохранялись до 1983 г.), вызолочены иконостасы, в 1905-1906 гг. полы были покрыты метлахской плиткой. В 1848 г. при храме была открыта церковноприходская школа.

В храме сохранились все иконостасы. Главный — высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, но в живописи чувствуется западное влияние. Невысокие двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX в. содержат и более ранние. В местном ряду главного иконостаса находится древняя, покрытая поздней живописью храмовая житийная икона святителя Николая, перенесенная еще из прежнего деревянного храма. Эта икона особо почитается прихожанами. Кроме того, в храме находятся иконы в киотах из закрытых калужских храмов. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, первой половины XVIII в., из разрушенного Благовещенского храма.

К чтимым иконам храма также относятся: икона святителя Николая, помещенная в иконостасе Тихвинского придела, Калужская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Утоли моя печали»; икона мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; Корсунская икона Божией Матери; икона святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В годы советской власти в храме сменилось несколько настоятелей. С 17 июля 1935 г. настоятелем был священномученик Иоанникий (Дмитриев, †10/23 ноября). С 10 октября 1935 г. до 17 октября 1936 г. храм был закрыт и использовался под склад «Заготзерно». Затем в нем до 1939 г. находилась кафедра обновленческого «архиерея» А.И.Расторгуева. В ноябре 1941 г., когда храм был передан Православной Церкви, его настоятелем был назначен священник Георгиевского собора протоиерей Иоанн Сергеевич Соловьев. В середине января 1942 г. Никольский храм был снова закрыт и возвращен Церкви 1 июня 1945 г.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация приход в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в г. Калуге, совершаются богослужения.

3. Церковь Иоанна Предтечи (г. Калуга, ул. Московская, 30)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииХрам был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.). До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Калуге, совершаются богослужения.

4. Церковь Жен-Мироносиц (г. Калуга, ул. Кирова, 21)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииХрам построен по плану Губернского архитектора Ясныгина, а колокольня по плану Губернского архитектора Соколова. Строительство храма на месте прежнего обветшавшего было начато в 1798 г. и окончено в 1804 г. В 1818 г. началось возведение новой колокольни, строительство которой было завершено в 1833 г. В 1851 г. была сооружена западная паперть, поставлена каменная ограда с железными решетками.

Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом, над которым возвышается глава на сквозном трибуне. Боковые входы в храм украшены портиками с колоннами дорического ордера. Такой же портик имеется над главным окном алтарной апсиды. Трапезная часть храма с обеих сторон окружена колоннадами из четырех раздельных колонн с парапетами, в центре которых вделаны полукруглые ниши.

Трехъярусная колокольня присоединена к храму. Первый ярус четырехугольный, с портиками с каждой стороны; колонны смешанного ордера — ионического, в капителях переходящего в коринфский. Второй ярус круглый, по краям сквозных арок параллельно нижним поставлены ионические колонны. Третий ярус такой же, как второй. Высота колокольни вместе с крестом составляет 87 м. Главный престол храма освящен в честь святых Жен Мироносиц, приделы — во имя Казанской иконы Божией Матери (1800 г.) и во имя Сретения Господня (1809 г.).

Храм был закрыт в 1930 г. и далее использовался под складские помещения. С 1960 г. церковь Жен-Мироносиц является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых Жен-Мироносиц в г.  Калуге, совершаются богослужения.

5. Церковь Параскевы Пятницы (г. Калуга, ул. Труда, 1А, Пятницкое кладбище)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииВ 1780 г. в северной части г. Калуги было устроено общее кладбище. Сейчас здесь сохранилось много надгробных памятников XVIII-XIX вв., имеющих историческую и архитектурную ценность. К Пятницкому некрополю территориально примыкает Мемориальное воинское кладбище, где похоронено более 4000 человек, погибших в Великой Отечественной войне.

На центральной аллее Пятницкого кладбища стоит храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Он был перенесен сюда в 1780 г. на общественные деньги и именовался тогда в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Это название дало имя и всему некрополю.
Храм сооружен в «итальянском стиле»: одноглавый четверик, фасады которого украшены аркадами и пилястрами, с трапезной и колокольней по одной продольной оси. Во второй половине XIX в. с северной и южной сторон колокольни были сделаны небольшие одноэтажные пристройки с плоскими перекрытиями. Главный престол храма освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а придел — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой была перенесена из прежнего храма. В 1877 г. на деньги надворного советника Ивана Иосифовича Жураковского был построен и освящен придел во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
При храме находилась Пятницкая богадельня, основанная в 1793 г. Здесь же рядом была открыта бесплатная столовая и организован бесплатный амбулаторный прием больных. В 1900 г. на воинском кладбище был построен храм в честь святителя Николая. Сейчас на месте этого храма находится памятник Воину-освободителю.

В 1929 г. храм был закрыт и приспособлен под складские помещения. С 1960 г. в нем расположилась мастерская Горупкоопхоза по производству гробов, венков и сушке древесины. 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. Сейчас храм полностью восстановлен. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995г.). В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в г. Калуге, совершаются богослужения.

6. Церковь Бориса и Глеба (г. Боровск, ул. Коммунистическая, 102)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииБорисо-Глебский храм с трапезной и приделом в честь преподобного Пафнутия Боровского построен прихожанами в 1704 г. Колокольня возведена в 1819 г.

Каменный пятиглавый храм имеет богатые кирпичные детали внешней отделки: четверик храма декорирован двумя поясами многорядных карнизов, углы акцентированы колоннами-дудочками, оконные проемы украшены нарядными наличниками, а входы — перспективными порталами. Надстройка основной части храма увенчана карнизом с четырьмя ложными кокошниками и фризом с глубоким рельефом и узором уложенных по-разному кирпичей, отчего кажется значительно выше. Изящная четырехъярусная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем ярусах венчается маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким барабане. В ночь под 21 июня 1889 г. в результате пожара сгорели главы, купол и крыша храма. Поэтому очень широко расставленные главы на высоких барабанах датируются уже концом XVIII в.

Храм был закрыт в 1929 г. С 1960 г. он был принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения. В ходе проводившихся государством реставрационных работ храм был перекрыт медью и побелен изнутри.

Постановлением администрации Калужской области № 144 от 5 июня 1992 г. храм был передан Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в г. Боровске Калужской епархии, совершаются богослужения.

7. Церковь Троицы (г. Кондрово, ул. Красный Октябрь)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииКаменный храм с колокольней в с. Троицкое на Вздыне (ныне г. Кондрово)  был построен в 1818 г. помещицей Верой Ивановной Хлюстиной на средства владельца с. Троицкого секунд-майора А.С.Xлюстина. Храм имел 3 престола: главный — в честь Живоначальной Троицы, южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял из с. Троицкого, деревни при Троицкой фабрике, д. Дробышево, д. Макарово, д. Косякино, д. Толкачево, д. Слободы, д. Калюковки и д. Дубинино. Неподалеку от храма, в его ограде, была построена церковноприходская школа. В приходе было также еще четыре школы: две при Троицкой фабрике (двухклассная Министерства Народного Просвещения и земская двухкомплектная), в д. Слободе земская двухкомплектная и в д. Макарово земская однокомплектная.

В 30-е гг. XX в. храм был закрыт. В 1945 г., во время проведения водопровода, была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни, в которой был открыт продуктовый магазин. Тогда же пострадало церковное кладбище, — были сломаны надгробные плиты, снесены кресты, захоронения разорены. В годы советской власти в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивцех, магазины.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово Калужской епархии, совершаются богослужения. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. В 1994 г. была открыта воскресная школа для детей, в работе которой принимают участие преподаватели Кондровского педагогического колледжа. Настоятель храма духовно окормляет воспитанников Кондровского детского дома.

8. Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря: собор Спасо-Преображения, трапезная, церковь Введения (г. Калуга, с. Спас)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииМонастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора — кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже — одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииВ 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Монастырь является подворьем местной православной религиозной организации-учреждения Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге, самостоятельного юридического статуса не имеет.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.
4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря».

9. Ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2)

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииМонастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь.

По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей — выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни — на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), строительство завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского, и 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел. На хорах собор имеет придел в честь Преображения Господня. Предположительно, автором проекта собора является архитектор А.Витберг. Высота храма — 47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека.

К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Каменный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен двухэтажным, на хорах имел придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплекс входили: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса (в одном из них размещались трапезная и кухня), странноприимница и каменная ограда с башнями. На внешней территории монастырь имел 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконную фабрику, кирпичный завод, хлебопекарню и пруды. У монастыря было подворье в Москве рядом с храмом святителя Николая Чудотворца в Пыжах. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города.

В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

С 1930 г. в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 г. в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 г. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нем в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.

29 июля 1991 г. решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов № 288 монастырь был возвращен Церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 г. Священный Синод  Русской Православной Церкви постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время в монастыре действует местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославец, совершаются богослужения, дела милосердия и благотворительности, ведется воспитательская, миссионерская и просветительская деятельность.

Восстановлены все жилые здания монастыря, построен комплекс детского приюта на 80 человек. Во всех храмах совершаются богослужения. Полностью восстановлены храм в честь Всех Святых (освящен в 1996 г.) и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В главном приделе Никольского собора установлен временный иконостас и ведутся восстановительные работы. Благоустроен источник в честь святителя Николая. В 1996 г. над источником была установлена и освящена купальня. Монастырь имеет скотный двор, огороды, теплицы, 44 га сенокосных и пахотных земель. Многие сестры монастыря проходили послушания в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

История и описания храмов и монастырей, переданных Калужской епархииВ монастыре установлен общежительный устав: общая трапеза, послушания, обязательное посещение богослужения, откровение помыслов. Каждый день сестры присутствуют на уставных службах в храме; читается Неусыпаемая псалтирь. Также ведется работа по духовному образованию сестер: проводятся занятия по изучению Священного Писания, творений Святых отцов, Богослужебного устава. Ежедневно в монастыре совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила. В обители возобновлен ежегодный Крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 г. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 г. Монастырь имеет библиотеку. Образовано 2 монастырских скита — в с. Карижа и в с. Боболи Малоярославецкого района.

В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари; стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученика Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью.

1 января 2000 г. был заключен двухсторонний договор №  2/2000 о сохранности и использовании памятника истории и культуры религиозного назначения.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Любовь выводит нас за рамки нашей ограниченности

Праздник праздников

Кизлярская трагедия нас сплотила

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей и глав иных религиозных организаций в связи с гибелью людей при пожаре в Кемерове

Слово митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия на заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению

Доклад митрополита Ростовского Меркурия на конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции, посвященной второй годовщине гаванской встречи

Выступление председателя ОВЦС на международной конференции «В поиске подходящих ответов на кризис, который долго не хотели признавать»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Христианское будущее Европы»