Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Развитие теолого-религиоведческого образования как решение задачи обеспечения межнационального согласия

Развитие теолого-религиоведческого образования как решение задачи обеспечения межнационального согласия
Версия для печати
8 июня 2012 г. 15:32

Доклад ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) на Международной научно-практической конференции «Формирование духовного пространства современной России» (31 мая — 1 июня 2012 года, г. Пятигорск).

Духовная жизнь народа во всем многообразии ее форм, явлений и процессов — весьма чувствительная сфера жизни любого общества и государства. Совершенно очевидно в этой связи, что многонациональность и мультирелигиозность России неизбежно предопределяет широкую заинтересованность не только органов государственного управления, но и общественных институтов и самих граждан в формировании конструктивных взаимоотношений традиционных для страны религий, духовных традиций.

В России вопросы межрелигиозного мира и согласия неразрывно и взаимообразно связаны с проблематикой межнациональных отношений. Наконец это стало очевидным не только для профессионального сообщества, но пришло время и самоопределению государственной власти — 7 мая в числе первых вновь избранным Президентом Российской Федерации был подписан Указ за № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».

Качество означенных разноуровневых межрелигиозных и межкультурных взаимоотношений во многом зависит не только от уровня компетенции должностных лиц, которые обеспечивает как выработку политики в области государственно-религиозных отношений, так и ее реализацию, но и в целом от всего общества, от каждого его члена. Это означает, что вопросы образования в религиозной сфере приобретают сегодня общенациональное значение.

Именно поэтому, решая задачу обеспечения межнационального согласия, главным в повестке дня сегодня должен стоять вопрос формирования теолого-религиоведческих компетенций у современных людей — современного общества.

Я сознательно употребляю именно это сочетание — «теолого-религиоведческие компетенции». У всякого познания и обучения есть отправная точка и логическая последовательность. Если мы хотим научить человека межрелигиозному, межкультурному и, как следствие, межнациональному диалогу, мы должны руководствоваться этой прописной истиной. Теология является понятийно-категориальным отражением и описанием религиозного мировоззрения и опыта человека и общества. Философия, — как правило, естественно-научной, т.е., секулярной, нерелигиозной или светско-атеистической картины мира и рационалистского мировоззрения.

Религиоведение же — знание о религии, религиях — взаимосвязано как с теологией, так и философией, а потому и оказалось вынесено в самостоятельную отрасль, при этом оставшись внутренне связанной как с одной, так и с другой. И если быть последовательными и придерживаться системности, то неизбежен вывод: изучение теологии и религиоведения — это не только взаимодополняющие, но и последовательные процессы образования и просвещения. Тогда почему сегодня в вузах, изучая философию, вскользь изучая религиоведение, историю религий, в большинстве случаев мы совершенно не изучаем теологию? Этот вопрос оказывается не только риторическими, но и с далеко идущими выводами в части необеспеченности национальной безопасности — как необеспеченности стабильности межрелигиозного и межнационального мира и согласия.

Ведь именно последовательное изучение теологии и религиоведения, наряду с изучением философии обеспечивает развитие теолого-религиоведческих компетенций у человека. Изучив теорию и практику конкретной теологии — именно собственную религиозную традицию и духовную культуру, человек будет подготовлен к познанию всего многообразия религиозных картин России и мира, а с тем будет более подготовлен к жизни в многонациональной стране. Представляется необходимым обратить внимание образовательного сообщества на эти вопросы, поскольку стандарты высшего образования позволяют сегодня вузам самостоятельно формировать программы обучения.

Если вопросы взаимодействия теологии и религиоведения имеют столь важное значение для подготовки высоко квалифицированных специалистов практически всех без исключения отраслей хозяйства, а в целом — всех членов общества ради его же, общества, мира и согласия, то тем более важно осознать роль теолого-религиоведческих и философско-религиоведческих компетенций в системе подготовке специалистов, занятых в сферы межрелигиозных, межнациональных и государственно-религиозных отношений.

Всем здесь присутствующим хорошо известно, насколько обширны, междисциплинарны должны быть эти познания у специалиста-религиоведа. Религиовед-профессионал среди прочего должен обладать следующими знаниями: владеть основами конкретных теологических систем, истории и современного положения религий, религиозных групп в России и мире, истории и современного положения этносов и национальных культур в регионах; философии, антропологии, психологии и социологии религии, религиозно-философских и аксиологических систем; религиозно-аксиологических комплексов и идеологий, социально-политических учений в системе социальной, демографической и национальной политики государств(а), социально-политических объединений и организаций; опыта государственно-религиозных и национальных отношений и государственной национальной, культурной, вероисповедной политики, а также международного опыта государственно-религиозных отношений и поддержки традиционных (национальных) культур; философско-методологических проблем изучения религии(й), культов, идеологии и пропаганды, включая опыт постижения сущности, проявлений и роли критического восприятия религии на обыденном и теоретическом уровнях сознания; межрелигиозного, межнационального и этнокультурного взаимодействия; опыт (формы, механизмы, инструменты) противодействия деструктивным культам и социально-политическим экстремистским движениям в аспектах гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и обеспечения социальной консолидации и национальной безопасности, разработки методологических и научно-теоретических основ в решении таких программных задач как развитие и укрепление российской гражданской нации. И это лишь наиболее общие разделы религиоведческого знания.

Перечисленного вполне достаточно для понимания, насколько внимательно мы обязаны отнестись к развитию теологического и религиоведческого направления подготовки (специальности) и выработки необходимых подходов для их взаимной интеграции.

Очевидно, что теология и религиоведение в прикладном аспекте есть ни что иное, как полиформатный инструмент обеспечения цивилизационного диалога как диалога этнокультурных, религиозных и нерелигиозных картин мира, эффективное использование которого при наличии теолого-религиоведческих компетенций может и должно стать залогом межрелигиозного и межнационального согласия в стране.

В развитие озвученных мыслей хочу перейти к предложениям, которые, учитывая вызовы времени, вносит на поле дискуссии Российский православный университет, формируя базу для разработки актуальных проблем межинституционального взаимодействия в части координации деятельности и обеспечения сетевого взаимодействия с региональными и национальными центрами теологических, религиоведческих, этнокультурных исследований и стратегического проектирования.

Первое. Говоря об общедоступном теолого-религиоведческом знании, мы полагаем необходимым обсудить подход к изучению религиозных традиций и культур в высшей школе.

Необходимо введение в учебные программы всех направлений подготовки наряду с преподаваемой философией такой учебной дисциплины как теология, а завершать этот образовательный модуль должен курс религиоведения.

Таким образом будут обеспечены принципы логичности, системности и целостности при создании условий для обеспечения свободы совести и самоопределения в части формирования мировоззренческих убеждений. Вместе с этим российские граждане получат необходимые для жизни в современном мультирелигиозном обществе общекультурные теолого-религиоведческие компетенции.

Второе. Мы предлагаем коллегам приложить необходимые усилия по преодолению все еще характерного для систем образования религиозных объединений России принципа изоляционизма. Всем нам пора осознать, что система образования религиозных объединений России есть отраслевая система образования, которая, подчеркиваю, является неотъемлемой частью национальной системы образования Российской Федерации. Без консолидации наших усилий реализация вышеизложенных идей в общенациональном масштабе невозможна. Кроме того, перед нами обыкновенно стоят общие задачи совершенствования образовательно-воспитательного процесса и развития науки, которые мы вполне можем решать совместно.

Исходя из этого, сообщество религиозных вузов страны, являясь отраслевой системой образования, должно иметь централизованный координационный и совещательный орган, каким может стать, например, Лига образовательных учреждений российских религиозных объединений, работающая под патронатом Межрелигиозного Совета России.

В рамках этой инициативы РПУ уже провел консультации и ряд выездных круглых столов, и предлагает в ближайшее время провести учредительный круглый стол-конференцию по созданию Лиги.

Я предлагаю обсудить этот вопрос здесь и внести решение по нему в резолюцию нашей конференции.

Третье. Для развития доступности теолого-религиоведческого образования, повышения качества информационных услуг в области образования и науки, популяризации данных научных исследований, РПУ под патронатом и в соучредительстве с Межрелигиозным Советом России приступил к созданию корпоративной информационной среды, первым элементом которой стал недавно презентованный журнал междисциплинарных исследований в области религии и культуры «Евразия: духовные традиции народов».

Следующим шагом планируется создание электронной библиотеки «Духовные традиции народов России и мира», к участию в котором мы приглашаем все заинтересованные стороны.

На этой базе мы предлагаем сообществу реализовать ряд фундаментальных научно-исследовательских проектов, интеграционного характера, среди которых могут быть: 1-й «Особенности этнокультурного и религиозного протокола и этикета в деловом общении современного российского общества»; 2-й (международный с возможностью ежегодной регионоведческой конференцией и итоговым конгрессом с периодичностью в 2-3 года): «Религиозные и этнонациональные ценности “больших” Европы и Азии: геополитическая, историко-культурная и социально-экономическая обусловленность цивилизационной динамики» и 3-м (межгосударственно-межрегиональный) «Россика: антология религиозных культур» — систематизированный свод на русском языке фундаментальных текстов теологического, философско-религиоведческого и историко-культурологического характера, обеспечивающий активное включение пользователей в социокультурные традиции региональных систем науковедения и духовного воспроизводства.

Четвертое. Очевидно, что задачи столь масштабного характера невозможно реализовать без интеграции не только ресурсов религиозных объединений, но и всего академического, образовательного и культурно-просветительского потенциала страны. И в этой части на основе проведенных консультаций с ведущими академическими, образовательными и музейными центрами России и ближнего зарубежья мы предлагаем создать под патронатом Межрелигиозных советов России и СНГ Межведомственный учебно-научный Центр религиоведения, этнополитики и проблем регионального развития, который позволит, кроме всего прочего, решить комплекс непреодолимых каждому из нас в одиночку кадровых проблем.

В целях же развития аналитической, экспертно(-консультативной) деятельности при этом Центре могут быть созданы следующие экспертно-аналитические Комиссии:

  • по вопросам национальной политики, межнациональных, межрелигиозных и государственно-религиозных отношений;
  • по вопросам этнополитики, сохранения и развития национальных культур;
  • по проблемам глобализации, развития гражданского общества и публичной дипломатии.

Видится целесообразным эти Комиссии формировать при непосредственном участии Лиги и региональных отделений Межведомственного учебно-научного центра.

Спасибо за внимание. Рассчитываем на вашу поддержку и сотрудничество.

Пресс-служба РПУ/Патриархия.ru 

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Другие статьи

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Научный теизм. Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

«И на светлом челе его нет пятна приспособляемости»

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе