Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи
Версия для печати
4 июля 2012 г. 19:11

4 июля 2012 года на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трех главных вопросов.

Первый вопрос — это расширение преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.

В процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и Церкви. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой, непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.

Дальнейшее развитие этого процесса Церковью видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года, — о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.

Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью.

Расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Было бы целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) — педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.

На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования.

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания «Религии и этики» в школе. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года. Цитата: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

Расширение преподавания выборочно по отдельным годам обучения, например, в 4, 7 и 10 классах, возможно как вариант, но было бы чрезвычайно затруднительно для системы образования и создало бы препятствия для использования имеющегося положительного опыта изучения религиозных культур в вариативной части школьной программы, что, вероятно, привело бы к необходимости отказа от данной практики.

Еще в 2006 году Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования, цитирую: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций». Сейчас в рамках подготовки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в проект внесена статья, посвященная этому вопросу.

В целом статья уже дает основы правовых гарантий религиозного образования и духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника, но нуждается в доработке по ряду позиций. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволила бы заложить надежную правовую основу нашего взаимодействия на всех дальнейших этапах расширения преподавания православной культуры, других традиционных религиозных культур и этики по выбору в российской школе.

Еще один важный вопрос — обеспечение равных прав на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных. Финансирование таких школ в части реализации ими федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания детей, обеспечения образовательными материалами и т.д. — условия, без которых школа не может нормально работать, давать детям необходимые знания и воспитание, быть конкурентоспособной среди других общеобразовательных учреждений.

Как сказал в своем выступлении на XX юбилейных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл: «Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска».

И, тем не менее, в настоящий момент положение православных школ вызывает крайнюю озабоченность, когда, фактически, выполняя государственный заказ в образовании, школы лишены государственной поддержки наравне с другими образовательными учреждениями.

И, наконец, третий вопрос — о теологическом образовании в высшей школе. По сути, это продолжение изучения православной культуры в системе профессионального образования. Выпускник теологического факультета получает полноценные религиозно-культурологические знания, а общество — квалифицированного специалиста в православном богословии, культуре, традиции, способного применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности на благо согражданам в разных сферах жизни общества. Здесь надо отметить, что до сих пор так и не решен вопрос о признании ученых степеней по теологии, что является общепринятой мировой практикой. Такое признание будет способствовать полноценной интеграции теологии в российскую образовательную систему, а также позволит укрепить взаимодействие высшей и основной ступеней общего образования, обеспечить школу квалифицированными учителями по религиозным культурам.

Таким образом, фактически сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентоспособным отечественное образование всех уровней. Спасибо за внимание.

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион: Скрывать свою религиозную принадлежность — это неправильно [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост — время, когда мы особо призваны творить добро [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион выступил на расширенном заседании Ученого совета МИФИ

Подведены предварительные итоги подготовки Образовательной концепции Русской Православной Церкви

В Совете Федерации состоялось заседание Рабочей группы по подготовке VI Рождественских парламентских встреч

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии

В Калуге состоялось открытие ХХ Богородично-Рождественских образовательных чтений

Состоялось второе заседание Оргкомитета XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм блаженной Ксении Петербургской г. Сарапула и Сарапульское епархиальное управление

Председатель Синодального отдела по делам молодежи возглавил работу I Молодежного форума донского Межвузовского объединения «Синергия»

Вышло учебное пособие для учителей по истории Русской Православной Церкви

Завершился семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации

Другие статьи

Выступление председателя ОВЦС на международной конференции «В поиске подходящих ответов на кризис, который долго не хотели признавать»

Теология в современной России: становление отрасли

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан

Преследования и дискриминация христиан как вызов справедливому миропорядку в XXI веке

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»