Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Игумения Серафима (Шевчик): Список Владимирской иконы делали по технологиям XI века

Версия для печати
13 октября 2012 г. 19:50

12 октября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил список Владимирской иконы в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Список был создан насельницами одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря. В интервью интернет-изданию «Татьянин день» настоятельница обители игумения Серафима (Шевчик) рассказывает об истории создания списка чудотворного образа.

— Матушка Серафима, как появилась идея сделать список Владимирской иконы?

— По благословению Блаженнейшего митрополита Владимира губернатор Киевской области Анатолий Иосифович Присяжнюк встретился со Святейшим Патриархом Кириллом во время его пребывания на Украине летом 2012 года. Состоялась беседа, в ходе которой договорились, что для Украины будет написан список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, дабы водворить его в храме Бориса и Глеба в Вышгороде, где икона, позднее названная Владимирской, пребывала первоначально.

Святейший Патриарх благословил это начинание и по просьбе Блаженнейшего митрополита Владимира предоставил для этого все необходимое. Руководство Государственной Третьяковской галереи, в стенах которой пребывает оригинал Владимирской иконы, оказало нам неоценимую помощь.

— Почему икону писали сестры вашего монастыря?

— Митрополит Владимир поручил заняться созданием списка Синодальному отделу «Церковь и культура» Украинской Православной Церкви. Я являюсь председателем Отдела и в тоже время — настоятельницей одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря, в котором базируется иконописное отделение Одесской духовной семинарии. Так что было логично писать эту икону в нашей обители. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел благословил нашим сестрам заняться этой работой.

— У вас есть хорошие специалисты?

— Заведующая иконописным отделением Одесской семинарии инокиня Таисия (Серпионова) — профессиональный художник. Она окончила в Санкт-Петербурге Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, стажировалась в иконописной школе в Московской духовной академии под руководством признанного мастера иконописи архимандрита Луки (Головкова). Несколько наших сестер также имеют высшее художественное образование.

— Кто именно делал список?

— Примерно шесть сестер — преподаватели иконописного отделения ОДС.

Образ писали по всем канонам. Работая над образом, сестры постились, молились. Перед началом работы совершили молебен Пресвятой Богородице, во время которого испрашивали Ее благословения, помощи и духа разумения, чтобы подойти к этой ответственной работе с пониманием того, что нужно делать, что необходимо передать в списке.

А писали по технологиям XI века, на липовой доске. Выдалбливали ковчег, делали шпонки, доску покрывали левкасом на рыбьем клее. Икону писали темперными красками на яичном желтке. Киот сделали труженики реставрационной мастерской, которая уже давно существует при нашей обители.

— Работа над иконой заняла много времени?

— Месяц. И хотя времени на написание было немного, так что пришлось и ночами работать, слава Богу, с помощью Самой Царицы Небесной мы все-таки сделали все в срок. Работали со страхом великим и трепетом. Одна сестра даже заболела от переживаний, потому что такая работа требует напряжения всех умственных и душевных сил. Это было очень непросто. Но сейчас ей уже легче.

— Иконописицы работали в монастыре или приезжали сюда, чтобы видеть оригинал?

— Конечно, они приезжали в Москву и молились перед первообразом, просили у Матери Божией помощи в написании.

А писали у нас в монастыре, где есть прекрасно оборудованная удобная мастерская. Пользовались фотографиями, различными репродукциями, которых сейчас очень много.

— Что Вы чувствовали сегодня на молебне?

— Когда Патриарх освятил список, нельзя было не ощущать трепет душевный. Горячая молитва наполняла сердце. Святейший сказал знаменательные слова: «По инициативе киевских властей и Украинской Православной Церкви мы сегодня освятили копию Владимирской иконы Божией Матери с тем, чтобы она вернулась в Киев. Этим действием мы словно связываем два града, подчеркиваем огромное значение Богоматери в жизни Святой Руси. И дай Бог, чтобы пребывание в Киеве копии Владимирской иконы Божией Матери было благословением для украинского народа, чтобы в ответ на многие молитвы Господь избавлял Украину от бед, скорбей, помогая народу ее восходить от силы к силе. Верим, что под Покровом Пречистой Царицы Небесной непоколебимо сохранится духовное единство Святой Руси, которое обусловлено не только общностью истории, но единством нашей веры и единством нашей Церкви».

Я считаю, что это чрезвычайно важно. И важно, что именно Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил нынешнее богослужебное действие. У Святейшего очень плотный график, и знаю, что он поломал его ради того, чтобы сегодня приехать и освятить икону. Патриарх огромное внимание уделяет вопросам сближения двух наших народов, часто бывает в Украине, судьбы Украины для него очень важны. Сегодня действительно исторический день. Владимирская икона вернулась через свой список в столицу Киевской Руси. Через молитвы и окропление святой водой она получила силу первообраза исцелять, помогать людям. А это для всех нас сейчас очень важно.

Беседовала О. Богданова

Материалы по теме

Никольский женский монастырь в Калужской области организовал серию мастер-классов для беженок. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 марта 2024 года) [Статья]

Суд постановил передать государству Успенский собор Украинской Православной Церкви в Каневе

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23-25 марта 2024 года) [Статья]

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила помощь детям с инвалидностью в Харцызске. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 марта 2024 года) [Статья]

Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы г. Баку

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В Московской духовной академии прошли I Павлиновские чтения

Началась апробация онлайн-курсов ОЦАД по истории церковного искусства