Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заявление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России

Заявление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России
Версия для печати
6 ноября 2007 г. 13:53

Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России

В настоящее время в России ведется законодательная работа по реформированию системы образования. Православные верующие, как и люди других вер и убеждений, не могут оставаться безучастными к происходящим изменениям, поскольку они напрямую касаются наших детей. Судьба российской школы не должна решаться только чиновниками. Будучи также общественным институтом, школа должна реформироваться с учетом пожеланий и запросов простых граждан. Осознавая всю важность поднятого вопроса для будущего нашего народа, Русская Православная Церковь не считает для себя возможным оставаться в стороне при его обсуждении.

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияния на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. Поэтому в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу национальной школы России.

В ходе обновления отечественной системы образования мы должны задействовать все богатство национальной традиции. Конечно, важную роль должны играть сокровища великой русской культуры и культурных традиций многочисленных народов России. Однако не последнее значение для образовательного процесса имеет наследие основных российских религий. На основании многолетней практики преподавания Основ культуры православия и других традиционных религий в разных регионах России, с уверенностью можем свидетельствовать о положительном воздействии этого предмета на духовное и нравственное состояние школьников. Только глубокое и живое знакомство с собственной религией учит юного гражданина доброму отношению к представителю другой веры и национальности. Более того, через Основы православной культуры и через курсы культур других традиционных религий России можно успешно прививать доброжелательное отношение к человеку иного мировоззрения с использованием аргументов, присущих каждой религии.

Кроме того, мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения своей религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие — основ нерелигиозной этики. Такое право предусматривается как российским законодательством, так и международно-правовыми договорами, участницей которых является Россия. В настоящих условиях доступность в реализации такого права возможна только, если преподавание предмета духовно-нравственного содержания будет проходить в государственной общеобразовательной школе, так как она является единственным общедоступным учебным заведением в России. Это нисколько не противоречит принципу светскости государства и системы образования. Свидетельством чему служит богатый опыт многих европейских стран, в которых учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной традиции в рамках государственной системы образования.

Правовые нормы современного Российского государства предполагают учет мировоззренческого многообразия в школе. В том числе религиозная часть российского общества имеет право на то, чтобы школьное образование не входило в противоречие с мировоззрением, которого придерживаются в их семьях. Государство обязано уважать это право и обеспечивать его реализацию при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества.

Мы еще раз выражаем свое убеждение в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей. Вместе с тем, мы твердо считаем, что наилучшим и действенным способом присутствия духовно-нравственного предмета в школе является его включение в основную сетку часов, с возможностью выбора учащимися альтернативной дисциплины. При этом представляется справедливым сохранение права региональных органов власти и самих школ определять некоторую часть образовательной программы, которая могла бы использоваться для введения предметов духовно-нравственного содержания.

В то же самое время мы считаем, что современный человек, помимо воспитания в собственной религиозной традиции, должен получать знания о других основных религиях. Включение соответствующих разделов в курсы обществоведения и истории могли бы, как кажется, достойно удовлетворить потребность в таковых знаниях.

Настоящим заявлением Священный Синод Русской Церкви призывает государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями развивать и крепить систему духовно-нравственного воспитания в отечественной школе.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Архиепископ Егорьевский Матфей назначен игуменом Псково-Печерского монастыря

ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документы]

В кафедральном соборе Череповца состоялось прославление в лике святых Синозерских преподобномучеников

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Митрополит Екатеринбургский Евгений возглавил работу XIX Съезда православных законоучителей

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Другие документы

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с распространением подложного послания, приписываемого Предстоятелю Русской Церкви

Заявление Межрелигиозного совета России

Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с высылкой властями Болгарии настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии

Заявление в связи с запретом доступа преподавателей и студентов Киевских духовных школ на территорию Киево-Печерской лавры

Заявление Управления Московской Патриархии по делам епархий ближнего зарубежья о положении дел в Латвийской Православной Церкви

Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обсуждением запрета операций по т.н. смене пола в России

Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата в связи с гонениями на насельников Киево-Печерской лавры

Обращение Синода Белорусской Православной Церкви в связи с продолжающимися действиями украинских властей, направленными против Украинской Православной Церкви

Обращение главы Донской митрополии по поводу ситуации, сложившейся в регионе

Обращение председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами