Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Польский историк пришел к выводу: накануне Второй мировой войны в Польше был взят курс на окончательное искоренение Православия в стране

Версия для печати
14 сентября 2005 г. 16:33

Накануне Второй мировой войны в Польше был взят курс на окончательное искоренение Православия, уничтожение православных церквей и монастырей и перевод в католицизм православных верующих. Об этом в последнем номере популярного польского еженедельника «Пшегленд» пишет историк Павел Борецкий.

По его данным, к 1938 году Православие было второй по величине конфессией в Польше: в стране насчитывалось примерно 3,8 млн. православных — главным образом, украинцев и белорусов.

Активное наступление на Православие началось с 1936 года. Ситуация приобрела особенно драматичный поворот летом 1938, когда в нее вмешались армейские подразделения. Основной удар был направлен против восточных районов Польши, в особенности — окрестностей города Люблин, где компактно проживало большинство польских православных. Уже весной 1938 года там стали принудительно закрывать православные храмы, и проводилась акция «устрашения православных украинской национальности».

После того, как армия «зачищала» очередную территорию, на ней проводились торжественные мероприятия по массовому «добровольному» переходу населения в католицизм. На торжествах обязательно присутствовали армейские подразделения расквартированной в районе Люблина третьей пехотной дивизии.

Официально объявлялось о том, что православные святыни разрушаются потому, что «напоминают о временах русификации, временах неволи». Автор статьи в «Пшегленде» полагает, что реально удар был направлен против «украинских общественных движений».

Летом 1938 года, по официальным данным, только на территории нынешнего Люблинского воеводства были уничтожены 91 православная церковь, 10 часовен и 26 молитвенных домов. В числе разрушенных святынь находились настоящие жемчужины архитектуры и истории. К примеру, снесенный храм в Шебжишине был построен в 1184 году, церковь в Бялой Подляске — в 1582, храм в Хелме — в 1596.

При этом, пишет «Пшегленд», лишь пять из всех разрушенных храмов находились в приходах, насчитывающих меньше чем по одной тыс. православных верующих. Четыре православных храма и четыре часовни были переданы Католической Церкви.
Польская армия стирала с лица земли и православные кладбища.

6 июля 1938 года письмо с протестом против разрушения православных святынь послал в адрес правительства Польши глава Православной Церкви Польши митрополит Дионисий. Через несколько дней осудил политику польских властей депутат Сейма доктор Стефан Баран, представлявший интересы украинского меньшинства. С резкими протестами выступила православная общественность в других государствах, в частности русские эмигранты в странах Западной Европы, США и Канаде. Польские ордена в знак протеста вернул правительству Польши глава Православной Церкви Болгарии.

Однако, указывает «Пшегленд», разрушение православных святынь и репрессии против православных были остановлены не из-за этих протестов, а потому, что правительственный план по расправе с православием был выполнен.

Римско-католическая Церковь не возражала против репрессий, обрушенных на православных властями Польши. «Несмотря на то что события 1938 года носили признаки преступлений против человечности, ни один представитель Польши не принес до сих пор извинений за беззаконное разрушение православных святынь в межвоенный период и за репрессии против польских граждан православного вероисповедания», — пишет еженедельник.

ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru/Патриархия.ru

 

Другие новости

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

Самая большая заграничная епархия Сербской Церкви осудила преследования Украинской Православной Церкви киевским режимом

Митрополит Калужский Климент принял участие в расширенном заседании президиума и попечительского совета Международного фонда духовного единства народов

Представитель Русской Церкви принял участие в поминальной службе в 40-й день по преставлении Патриарха Болгарского Неофита

На Сербском подворье в Москве совершили поминовение епископа Антония (Пантелича)

Представители Русской духовной миссии в Иерусалиме приняли участие в межрелигиозном форуме

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме посетил Патриарха Иерусалимского Феофила

Иерархи Иерусалимской Православной Церкви приняли участие в празднике «Целования» в Горненском монастыре

Начальник Русской духовной миссии сослужил Иерусалимскому Патриарху в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Состоялась встреча председателя ОВЦС с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III