Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Климента на открытии III Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор интеллигенции»

Слово митрополита Климента на открытии III Оптинского форума 'Наследие России и духовный выбор интеллигенции'
Версия для печати
16 мая 2008 г. 16:43

С 16 по 18 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходит III Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции» (Москва-Калуга-Оптина пустынь). Управляющий делами Московской Патриархи митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на форуме с вступительным словом.

Христос Воскресе!

Уважаемые гости и участники Форума! Дорогие братья и сестры!

Сердечно рад приветствовать всех вас на открытии III Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор интеллигенции», которому предстоит в ходе своей работы обсудить пути решения духовно-нравственных проблем в обществе на основе традиционного духовного и культурного наследия России.

В начале своего выступления хотелось бы обратиться к словам учителя Церкви, святого  4-го века святителя Василия Великого: «Нельзя пренебрегать никаким источником знаний, готовясь к великой битве в жизни, даже из языческих книг при правильном изучении можно извлечь пользу. Даже великий Моисей совершенствовал свой ум по наукам египтян, дабы прийти к познанию Того, Кто сущ. ….Однако не всё без разбору нужно вбирать, а только душеполезное. Стыдно нам чураться пищи неудобоваримой, равно негоже избегать и уроков малоприятных. Надобно же, подобно горнему потоку, принимать всё, что встречается на пути». Святитель в своем слове емко и точно определил отношение христианина к античной философии. Проецируя его слова на наше время, необходимо отметить, что Церковь никогда не избегала диалога с культурой и наукой, и сегодня она признает, что этот диалог также необходим.

Духовная культура Православия, формировавшаяся на протяжении многих веков, явила замечательные образцы иконописи, архитектуры, литературного творчества, гимнографии, богослужебного чина, ставших неотъемлемой частью всей культуры России.

В советское время эта существенная часть нашего культурного наследия не преподавалась в учебных заведениях и была недоступна для подавляющего большинства наших сограждан.  Как показало время, материалистическая идеология потерпела крах, однако последствия ее насаждения не преодолены полностью. По слову Владимира Соловьева: «До конца истории будут находиться умы элементарные, для которых догматическая метафизика материализма останется самою собственною философией».

Сегодняшняя действительность подтверждает правоту слов мыслителя: внимание нашего общества жаждут привлечь к себе люди, стремящиеся провозгласить секуляризм единственно верной формой мировоззрения и отождествить светскость с атеизмом.

Однако для всякого здравомыслящего человека очевидно, что всем нашим согражданам, и особенно молодым людям, которым принадлежит будущее, необходимо знание духовного наследия России, лучших образцов ее богословской и философской мысли. Наше юное поколение не должно терять связи с традициями европейской цивилизации, созданной на христианском основании.

Семидесятилетнее господство материализма в России было для души нашего народа подобным знойному ветру, иссушающему всякий добрый росток на духовной ниве. В результате: при высоком уровне интеллектуального развития  советской интеллигенции, ее представители зачастую были лишены самых необходимых, фундаментальных знаний в области религиозной.

Сегодня мы во многом еще пожинаем плоды той эпохи. К сожалению, современное образование  далеко не всегда способно сформировать у учащихся способность чувствовать, переживать, воспринимать произведения искусства, литературы, музыки.

Проблема усугубляется также доминирующим влиянием  в современной жизни массовой псевдокультуры, активно навязываемой обществу и особенно молодому поколению через средства массовой информации.

Вследствие этого душа человека, вступающего во взрослую жизнь, являет собою каменистую почву, где крайне трудно взрастить хотя бы росточек  того отношения к жизни, к людям, которое нашими предками полагалось непременным и очевидным.

Проблема усугубляется еще тем, что современный человек,  в подавляющем большинстве случаев является носителем так называемого «клипового сознания», элементы которого атомарны, не связаны друг с другом. Иначе говоря,  у человека утеряна целостность мировосприятия, иерархичность ценностных ориентиров.

Разбитому на множество  автономных осколков уму современного человека крайне сложно определить  главную цель своей жизни, осознать непреходящее значение Христовой Истины, которая по слову Спасителя является «единым на потребу» (ср.: Лк.10,42).

История нашего Отечества с непреложностью продемонстрировала взаимосвязь и даже взаимообусловленность интеллектуального развития и духовной жизни. Церковь в полноте осознает это. Поэтому в определениях архиерейского собора 2004 года сказано: «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой».

Несомненно, взаимодействие и творческое соработничество светской и духовной науки должно принести добрые плоды, востребованные не только интеллигенцией, и узким кругом специалистов, но и всем нашим обществом, всем российским государством.

На протяжении более чем трехсотлетней истории существования духовных учебных заведений, они, выполняя свою непосредственную роль подготовки пастырей, вместе с тем всегда являлись центрами гуманитарного образования и философского дискурса.

Убежден, что сотрудничество светских научных институтов и духовных школ Русской Православной Церкви имеет широкую перспективу и должно стать  залогом успешного развития культуры и гуманитарного образования в нашем Отечестве.

Желаю всем участникам III Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор интеллигенции» плодотворной работы и благословенных успехов в трудах.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Приход Выборгской епархии закупил пасхальные сладкие подарки для детей Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 23 апреля 2024 года)

57 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-22 апреля 2024 года)

Православные волонтеры доставляют адресную помощь в Донецке. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 апреля 2024 года)

1136 пострадавших семей получили помощь в Оренбургской епархии с начала паводка. Сводка о церковной помощи пострадавшим от наводнений в России и Казахстане за 19 апреля

Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года)

Астанайская епархия закупила продукты для пострадавших от наводнения в Петропавловске. Сводка о церковной помощи пострадавшим от наводнений в России и Казахстане за 18 апреля

В Луганской епархии оказывают адресную помощь местным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 апреля 2024 года)

Иверский женский монастырь Орска передал за сутки пострадавшим от наводнения 5 тонн воды и 150 булок хлеба. Сводка о церковной помощи пострадавшим от наводнений в России и Казахстане за 17 апреля

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года)