Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Отмена моратория на государственную регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви

Отмена моратория на государственную регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви
Версия для печати
28 мая 2015 г. 13:12

В октябре 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви установил мораторий на регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви на период до внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ, направленных на вывод религиозных организаций из-под действия ряда статей главы 4 ГК РФ.

Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу группой депутатов во главе с первым заместителем председателя Государственной Думы А.Д. Жуковым.

В настоящее время Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 06 апреля № 80-ФЗ подписан Президентом РФ, опубликован и вступил в силу.

Изменения, которые внесены новым законом, комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

Статья опубликована в журнале «Приход» (№ 3, 2015).

1. Религиозные организации выведены из-под действия:

  • п. 5 ст. 50 ГК РФ, согласно которому «некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью …»;
  • ст. 53.1 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо, его учредители (участники) вправе потребовать от лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, возместить убытки, причиненные по их вине юридическому лицу (п. 10 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

2. В решения об учреждении религиозной организации (в частности, в указы архиереев) не будут включаться сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества религиозной организации (п. 5 ст. 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

3. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций (п. 10 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

4. Положения Гражданского кодекса РФ применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ). Данное положение позволяет впоследствии, при применении ГК РФ на практике, в случае обнаружения норм, не соответствующих интересам религиозных организаций, внести в Закон о свободе совести альтернативные нормы, отвечающие интересам религиозных организаций.

В связи с принятием комментируемого закона установленный Священным Синодом мораторий на регистрацию вновь созданных религиозных организаций Русской Православной Церкви снят.

В печатной версии данного разъяснения содержится подробный анализ новаций принятого закона.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Что нужно учитывать при отражении в учете материальной и финансовой помощи участникам СВО в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства? Разъяснение Правового управления Московской Патриархии

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии по поводу утверждения договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы...»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России