Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О поправках в Закон о свободе совести

Версия для печати
24 июня 2016 г. 11:02

Сегодня принимается во втором и третьем чтении законопроект, предусматривающий внесение в «Закон о свободе совести» норм, определяющих порядок осуществления миссионерской деятельности. Первоначальная версия законопроекта содержала ряд сомнительных норм. В этой связи законопроект был доработан. Внесенные в него поправки комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

Поправки значительно улучшают текст законопроекта.

Во-первых, миссионерская деятельность трактуется не так широко, как в первоначальном варианте законопроекта, когда она отождествлялась с распространением веры как среди верующих лиц, так и среди тех, кто далек от веры либо придерживается иных религиозных убеждений. В результате стиралась грань между миссией и другими видами религиозной деятельности, например, богослужебной деятельностью и катехизацией. Согласно внесенным поправкам миссионерская деятельность рассматривается как осуществляемое публично (в том числе с использованием СМИ), с целью вовлечения граждан в религиозное объединение, «распространение информации о вероучении» среди лиц, не являющихся последователями этого вероучения. То есть поправки существенно сужают круг лиц, на которых направлена миссия.

Во-вторых, уточняется понятие миссионера. Поправки рассматривают в качестве миссионеров религиозное объединение либо уполномоченных им физических и юридических лиц. При чем документ о праве на миссию не требуется не только для «членов руководящего органа» религиозной организации (как это предусматривалось в первоначальной версии законопроекта). Согласно внесенным поправкам, такой документ не потребуется также руководителям религиозных организаций, священнослужителям и членам любого коллегиального органа религиозной организации ― даже если этот орган не является руководящим (например, для членов приходских собраний и приходских советов). Остальные лица, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной организации, должны иметь документ о полномочиях, выданный ее руководителем.

В-третьих, первоначальная редакция законопроекта, по существу, запрещала осуществлять миссионерскую деятельность в культовых зданиях и на их территориях, а также в местах, специально отведенных для совершения религиозных обрядов, а также в местах паломничества, на кладбищах. Однако, эти места и территории как раз наиболее удобны для миссии; многие миссионерские центры располагаются на прихрамовых территориях. Поправки предусматривают возможность беспрепятственной миссионерской деятельности в этих местах, что означает отмену требования о наличии у миссионера документа о полномочиях. Правда, информацию о чужом вероучении в таких местах можно распространять только с согласия руководящего органа религиозной организации-правообладателя.

В-четвертых, в законопроекте сохранены нормы, запрещающие религиозным организациям осуществлять в жилых помещениях любые виды религиозной деятельности, кроме религиозных обрядов.

И, наконец, привлечение религиозной организации к ответственности за действия лиц, осуществляющих от ее имени миссионерскую деятельность, возможно лишь в том случае, если такая деятельность угрожает общественной или национальной безопасности, например, миссионер склоняет граждан к самоубийству, призывает к насильственным действиям и т.д. В таком случае у правоохранительных органов появятся основания привлечь к ответственности религиозное объединение вплоть до запрета его деятельности или принудительной ликвидации.

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Что нужно учитывать при отражении в учете материальной и финансовой помощи участникам СВО в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства? Разъяснение Правового управления Московской Патриархии

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии по поводу утверждения договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы...»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России