Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Приглашаем писателей осмыслить трагическую историю ХХ века

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Приглашаем писателей осмыслить трагическую историю ХХ века
Версия для печати
1 сентября 2017 г. 13:38

Издательский Совет Русской Православной Церкви проводит конкурс на лучшее художественное произведение о новомучениках. К участию в конкурсе приглашены все прозаики, которым небезразличен подвиг новомучеников ХХ века. Конкурсная комиссия ждет яркие, талантливые, прежде неопубликованные произведения. О новом творческом проекте Издательского Совета «Литературной газете» рассказал его председатель митрополит Калужский и Боровский Климент.

― Владыка, чем порождена идея проведения нового конкурса под эгидой Русской Православной Церкви?

― В этом году исполняется 100-летие двух революций, уничтоживших Российскую империю. Эта социальная катастрофа затронула все слои общества, которое на несколько лет погрузилось в братоубийственную гражданскую войну. Удар невообразимой силы был нанесен и по Русской Православной Церкви, духовенство и миряне подверглись гонениям. Тысячи людей стали исповедниками, приняли мученическую кончину за Христа. Но знает ли наше современное общество их имена, их судьбы? — Нет. Эта страница русской истории словно обходится стороной.

До сих пор на эту тему появилось не так много книг. При этом преобладает научная и документально-историческая литература, а вот художественных произведений очень мало. Одна из самых известных книг — «Отец Арсений» рассказывает о священнике-исповеднике, который прошел через лагеря. У главного героя есть реальный прототип, и в основу повествования положены свидетельства его духовных чад и современников. Это издание можно часто встретить в церковных лавках.

Также могу упомянуть повесть Наталии Романовой-Сегень «Гефсиманский сад». Это рассказ о судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны. Основательница Марфо-Мариинской обители без остатка посвятила себя милосердию и старалась во всем следовать Христу. В 1918 году она была злодейски убита большевиками. Книга, написанная в художественной форме, позволяет прикоснуться к тайнам внутренней жизни преподобномученицы Елизаветы Федоровны, живо представить ее эпоху, узнать некоторые обыкновения, принятые в разных слоях дореволюционного общества.

Очень бы хотелось, чтобы подобных книг было больше. Так зародилась идея конкурса, который призван привлечь внимание современных писателей к этой довольно хорошо изученной, но недостаточно представленной в художественной литературе теме, раскрывающей подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. Рукописи, которые станут победителями конкурса, будут опубликованы издательством «Никея» тиражом 5000 экземпляров, а их авторы получат вознаграждение в 300 тысяч рублей.

Прием рукописей в Издательском Совете начнется 1 января 2018 года, а к творческой работе авторы могут приступать уже сейчас. 

― Расскажите, какие требования предъявляются к конкурсным произведениям?

― Мы ждем художественную прозу разных жанров: романы, повести и другие произведения непоэтической литературы. Важно, чтобы автор сохранял историческую достоверность, правдиво излагал факты и события русской истории. Есть ограничения по объему: в конкурсе участвуют рукописи от 6 до 12 авторских листов. Ключевой момент — главные герои должны быть исповедниками, которые страдали именно за веру во Христа, а не по политическим мотивам. Произведение должно передавать христианское мировоззрение и ценности, и при этом не быть научным исследованием и не иметь житийный характер.

Скажу откровенно, задача для писателей поставлена достаточно сложная и новаторская. В русской литературе есть немало произведений, посвященных гражданской войне, отображающих противостояние красных и белых. Вспомним «Тихий Дон» или «Хождение по мукам». А вот романов, на страницах которых осмысляется подвиг исповедников и мучеников за веру, нет.

Надеюсь, что проведение конкурса актуализирует в общественном сознании ряд глубоко философских и одновременно жизненно важных вопросов. Например: как обычный человек становится святым, как в реальной жизни соотносятся христианский подвиг и вера во Христа, в какой момент решается вопрос выбора между «казаться» и «по-настоящему быть православным»? От ответов на эти вопросы зависела жизнь и смерть миллионов верующих в России сто и даже менее лет назад. И сегодня они стоят перед нами, но мы не ощущаем их остроты, важности для нас.

― История нашей страны в прошлом веке — предмет постоянных споров. В чем, на Ваш взгляд, заключается причина гонений на Церковь?

― Христос говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Гонения на верующих были в разные периоды истории. Можно вспомнить первые века христианства, эпоху Французской революции, события гражданской войны в России. Сегодня гонения происходят и на Ближнем Востоке, где христиан убивают экстремисты, и в Европе, где христиане подвергаются притеснениям со стороны воинствующего секулярного общества. Падший мир лежит во грехе, и само существование христианства, с его чувством покаяния и устремленностью в Царствие Небесное, — это вечный укор для тех, кто живет, нарушая Божии заповеди. Конфликт неизбежен.

В России начала ХХ века накопилось множество социальных противоречий, а в умах царило вольнодумство и мода на революцию. Монархия пала, февралисты не справились с государственным управлением, и к власти пришли большевики — особая генерация людей, которые решили воплотить в нашей стране социальную утопию: построить рай на земле. В Церкви они увидели и классового, и идейного врага. В основе мировоззрения большевиков лежало безбожие. Для Церкви наступили времена суровых испытаний, когда закрывались храмы, разорялись монастыри, а духовенство, монашествующие и верующие подвергались гонениям. Кто-то становился исповедником, кто-то принимал мученическую кончину. И таких людей были сотни тысяч.

― Мы не должны замалчивать эту страницу истории?

― Во времена гонений на Церковь христианская кровь проливалась в каждом уголке нашей Родины — и на Бутовском полигоне, и на Соловках, и в Карелии, и в Коми, и в Магадане. Это скорбная, страшная страница истории, и ее нельзя забывать, игнорировать. Люди должны знать имена священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископа Илариона (Троицкого), митрополита Серафима (Чичагова), епископа Германа (Ряшенцева) и многих-многих других. В каждой епархии, практически в каждом храме можно узнать о том, как проходили гонения, как людей арестовывали, ссылали в лагеря.

Возьмем близкую для меня Оптину пустынь. Ведь это был настоящий духовный родник. К оптинским старцам в ХIX веке приезжали за советом Николай Гоголь, Федор Достоевский, Константин Леонтьев. Это место было и религиозным, и культурным достоянием. Но большевики не пожалели обитель, закрыв ее в 1923 году. Последний ее настоятель — архимандрит Исаакий (Бобраков) в 30-е годы был арестован, подвергался пыткам во время допросов, но твердо стоял в вере и нес крест до своего последнего часа, до мученической кончины. В январе 1938 года его расстреляли.

В этом и трагизм, и величие российской истории ХХ века: в те годы, когда Церковь была гонима, когда за религиозные убеждения преследовали и предавали смерти, православные подвижники сохранили верность Христу. И сегодня они могут быть для нас духовными маяками. Еще Тертуллиан говорил, что «кровь мучеников ― семя христианства».

― Сегодня мы вновь видим конфликт светского и церковного сознания, скажем, в оценке личности отрекшегося императора Николая II. Для светских людей он — всего лишь слабый правитель, который все развалил, а для верующих — святой. Как быть с этим противоречием, которое снова разделяет наше общество даже из-за фильма «Матильда»?

― Правление последнего императора из династии Романовых — очень сложная страница нашей истории. При Николае II были Ходынка, неудачная Русско-японская война, революция 1905 года, вступление России в Первую мировую войну, которая унесла миллионы жизней. К сожалению, на тот момент институт самодержавия был непопулярным, многим казалось, что именно он тормозит развитие страны. Небольшие группы сторонников монархии не смогли защитить государя и остановить революцию, идея которой захватила сознание значительной части элиты, творческой интеллигенции и даже некоторых представителей духовенства. Страшное брожение умов было среди студенчества и даже семинаристов, которые выходили из-под контроля — устраивали дебоши, пели «Марсельезу». Таков был дух времени начала ХХ века. У многих людей ослабла вера, им хотелось перемен социального уклада.

Царя предало его ближайшее окружение, склонив к отречению. И страна погрузилась в хаос. Государь и его семья потеряли все, но в этой трагической ситуации предательства и измены, оказавшись в заточении, они по-христиански несли свой крест — смирились, не роптали, поддерживали друг друга, молились за врагов, благодарили Бога. Они как страстотерпцы пролили кровь. Понять это можно, только обладая церковным сознанием.

Сегодня, к сожалению, наше общество втянулось в шумиху вокруг фильма «Матильда». Получилось так, что те верующие, кто из лучших побуждений выступали за запрет картины Алексея Учителя, только подогрели интерес к скандальной ленте — таковы реалии информационного общества. Что же, давайте будем обсуждать эту сложную тему. Пусть высказываются разные позиции в телевизионных ток-шоу, главное, чтобы в этих спорах не было злобы и взаимного ожесточения. А лучшим ответом православных людей будет создание художественных произведений, посвященных царю-страстотерпцу, — новых книг и фильмов, отражающих православную точку зрения.

― Много споров вызывает сегодня советский период истории. Как его оцениваете Вы?

― Вспоминая советское время добрым словом, люди говорят о победе в Великой Отечественной войне, о полетах в космос, бесплатном образовании и медицине, об успехах науки и культуры. Те, кто критикуют эту эпоху, говорят о репрессиях, о культе партийных вождей, о привилегиях номенклатуры, о безбожии советской власти. Я сам — ребенок послевоенного времени, родился в 1949 году в верующей семье, застал хрущевские гонения на Церковь. Но я не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Сколько себя помню, всегда хотел посвятить свою жизнь служению Богу: я с детства не мыслил себя вне Церкви.

Хотя для христианина главным является его устремленность в Царствие Небесное, земное Отечество он любит, бережет и защищает, принимает историю своей родины во всей ее трагической полноте. Нам очень важно научиться извлекать уроки из прошлого. Один из них заключается в том, что любое ослабление веры, отступление от Божиих заповедей рано или поздно заканчивается катастрофой.

Важно брать лучшее из каждого периода нашей истории, искать то, что нас всех объединяет. В этом году мне подарили одну очень интересно изданную книгу «Сила Сибири», повествующую об истории Омского края. В ней рассказывается о продвижении русской цивилизации на восток, освоении гигантских пространств, которыми приросла Россия. В книге нашлось место и Ермаку, и купцам, и миссионерам, и первопроходцам прошлого, и советским государственным деятелям. В ней рядом размещены страницы, посвященные Колчаку, Тухачевскому и святителю Сильвестру (Ольшевскому), канонизированному в лике новомучеников. И все это — наша история.

Люди со светским мировоззрением еще долго будут спорить о белых и красных. Во многом эти споры подогреваются недовольством той социальной несправедливостью, которую не удается сгладить из-за сложной экономической ситуации. И все же мы живем в относительно благополучные времена, если сравнивать с тем, что выпало на долю старших поколений. Не будем гневить Бога!

В современной Русской Православной Церкви есть верующие с разными политическими взглядами и с разными точками зрения на русскую и советскую историю. Оглядываясь на прошедшие сто лет, я могу сказать, что для меня один из главных уроков ХХ века — это выбор тысяч новомучеников и исповедников. Они во что бы то ни стало предпочли быть с Христом, а не с Его гонителями.

Беседовала Татьяна Медведева

«Литературная газета»/Патриархия.ru

Материалы по теме

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в столице пройдет IX Международный фестиваль «Казачья станица Москва»

Патриарший визит на Соловки. Прибытие. Осмотр монастыря. Заседание Попечительского совета. Посещение выставки «Русские сезоны. Соловки»

Святейший Патриарх Кирилл посетил фотовыставку «Русские сезоны. Соловки»

Фотовыставка православного журнала «Фома» открылась в Орле

В Яранской епархии состоялось прославление в лике святых священника Николая Заварина

Начал работу портал «Туркестанская Голгофа», посвященный пострадавшим за Христа в Казахстане и Средней Азии

В день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары председатель Синодального отдела по благотворительности совершил Литургию в Марфо-Мариинской обители в Москве

В Сергиевом Посаде Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать [Интервью]

В Издательском Совете состоялось очередное заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке

В Иркутске пройдет выставка-форум «Радость Слова»

Время отточенной мысли [Интервью]

Состоялась научная конференция «Царское столетие», организованная Санкт-Петербургской епархией

Интервью митрополита Волоколамского Илариона японскому информационному агентству «Киодо Цусин» [Интервью]

В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Святейшего Патриарха Кирилла «Уроки столетия»

100-летию трагических событий в жизни Санкт-Петербургской духовной академии посвящены круглый стол и фотовыставка

Другие интервью

Время отточенной мысли

Митрополит Волоколамский Иларион: Никакие политические коллизии и конфликты не могут поколебать братство народов, которые родились в крещальной купели святого князя Владимира

Митрополит Волоколамский Иларион: Торговая война Америки с Китаем грозит не только китайской экономике, но и христианской миссии в США

Митрополит Волоколамский Иларион: Для России христианство — это феномен не прошлого, а настоящего, а также основа для будущего

Митрополит Волоколамский Иларион: События на Украине свидетельствуют о нежизнеспособности структуры, созданной Патриархом Варфоломеем

Митрополит Волоколамский Иларион: Школьники должны знать Библию, Тору и Коран хотя бы как выдающиеся литературные произведения

Митрополит Волоколамский Иларион: Храм — не только место совершения богослужений, но и центр социальной работы, общения прихожан

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы не должны создавать ситуации, которые могут привести к гражданскому противостоянию

Митрополит Волоколамский Иларион: Произведения, связанные с темой Великой Отечественной войны, стали важной страницей в истории нашей культуры

Митрополит Волоколамский Иларион: Храмы — это культурное достояние всего народа