Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II

В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II
Версия для печати
19 сентября 2017 г. 13:31

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в передаче «В личном качестве» на телеканале «Царьград» поделился своими размышлениями о том, что послужило причиной канонизации Царской семьи.

Бурное море, недавно взыгравшее вокруг темы последней царской семьи, вновь вернуло в центр общественной дискуссии вопрос «за что канонизирован император Николай II»? Кто-то опять стал говорить: «Какой он святой? От престола отрекся, страну погубил, царем был никудышным» и т.д.

Значит, вновь надо объяснять, что такое святость в христианском понимании и почему Церковь приняла решение канонизировать Царскую семью.

Святой — это не тот, кто никогда не грешил и тем более не ошибался. Библия прямо говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешал. Святой — это тот, кто стремится к Богу, приближается к Богу и силой благодати Божией побеждает зло — в себе и в окружающем мире.

Скажем, святые мученики — это люди, которые оказались в ситуации выбора между жизнью и верностью Христу. Они выбрали верность Христу и потеряли жизнь. Исповедники — это те, кто открыто исповедовали веру во время гонений. Бессребреники — святые, которые отличались особым нестяжательством и щедростью ради христианской веры.

В церковном наименовании Царская семья именуется страстотерпцами. Страстотерпцы — это люди, которые пострадали и которых убили не за то, что они были христианами. Но их убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии.

Пример такой любви, пример подобного отношения дан нам, христианам, Самим Христом. Будучи совершенно невиновным, на голгофском кресте Спаситель произнес слова, которые перевернули историю человечества. Говоря о солдатах, которые стояли у креста и абсолютно не понимали, что происходит, они не понимали, Кто сейчас умирает на Кресте. Они бросали жребий — кому какую часть одежды Спасителя забрать себе, — об этом они думали. И Христос сказал: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». (Лк. 23:34).

Государь Николай и вся его семья так же смиренно приняли несправедливые гонения и встретили смерть от рук палачей. Хорошо известно, что императору предлагали покинуть страну. Он мог согласиться и избежать страшной кончины. Эмигрировать, сохранить жизнь — себе и близким. Но он сознательно не захотел этого, он сознательно остался в России.

Вот за это Николай II и его семья и причислены к лику святых. За то, что по-христиански восприняли свои страдания и встретили смерть от рук палачей, движимых злобой и ненавистью.

Великая княжна Ольга писала из страшного Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

Зло не победит зло, только любовь.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербурге прошел форум «Добрый пастырь», посвященный 100-летию восстановления Патриаршества

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека [Интервью]

В Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска торжественно отметили праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после»

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

В Москве стартовал социальный проект для пенсионеров «Добрый автобус»

Предстоятель Русской Церкви встретится с участниками I Международного молодежного коммуникативного форума

В Даниловом монастыре в Москве состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви