Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Апокрифы

Версия для печати

(греч. apokryphos — скрытый), древние иудейские и христианские произведения, повествующие о лицах и событиях Священной истории и считавшиеся авторитетными и даже богодухновенными, но не вошедшие в канон Священного Писания.

Выделяют ветхозаветные и новозаветные А. Хронологические рамки появления А. весьма условны (300 г. до Р. Х.–70 г. для ветхозаветных, I–III вв. для новозаветных). В узком смысле под ветхозаветными А. понимают 13 произведений, сохранившихся в Ватиканском, Синайском и Александрийском кодексах Библии, которые отсутствуют в еврейском каноне (Товит, Послание прор. Иеремии, Книга Иудифи, 3-я Книга Ездры, дополнения к Книге Эсфири и Книге пророка Даниила (молитва Азарии и песнь вавилонских отроков, Сусанна, Вил и дракон), 1-я Книга Варуха, Книга Иисуса, сына Сирахова (Ecclesiasticus), Премудрость Соломонова, 1-я и 2-я Маккавейские книги). Все они были написаны на семитских языках в Палестине, за исключением Премудрости Соломоновой и 2-й Маккавейской книги, написанных на греческом языке в Александрии (Египет). Набор А., или «второканонических книг», в основных христианских конфессиях различается (например, в православной Библии к ним добавлена еще одна апокрифическая книга Ездры, молитва Манассии, 3-я Маккавейская книга (в греческой — еще и 4-я Маккавейская), Пс 151).

Прочие произведения, близкие по времени написания, жанру и содержанию к А., относят к псевдоэпиграфической литературе. Число новозаветных А. точно не установлено. В основном это ложно надписанные (именами апостолов и других новозаветных лиц) и подражающие стилю и жанрам канонических книг произведения. Часть из них относится к сочинениям «мужей апостольских» (Дидахе, Пастырь Ермы, Послания Климента Римского и др.). Каноничность ряда недавно открытых произведений вызывает споры среди исследователей (Тайное Евангелие от Марка, Евангелие от Фомы).

К А. примыкает целый пласт литературы, условно называемой «гностической». В целом, новозаветные А. принято делить по жанрам: 1) евангелия; 2) диалоги и речи; 3) речения и поучения; 4) трактаты; 5) апокалипсисы; 6) деяния; 7) послания; 8) проповеди; 9) псалмы и песни; 10) молитвы.

Если раньше исследователи считали А. вторичными и рассматривали их как искажения или дополнения канонических текстов, то в настоящее время принято признавать их самостоятельную ценность и считать свидетельством многообразия практик и вероучения в межзаветном иудаизме и раннем христианстве. Некоторые А. оказали значительное влияние на христианское богослужение и искусство.