Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Авдия пророка книга

Версия для печати

(евр. obadya; греч. Abdios), в Ветхом Завете — 4-я (у LXX — 5-я) книга из числа 12 малых пророков. Это одна из самых коротких книг Ветхого Завета (всего 21 стих).

Автор — пророк из колена Иуды. Сведений о его жизни не сохранилось. Поздняя иудейская традиция отождествляла его с Авдием, начальником дворца царя Ахава (IX в. до Р. Х.) (3 Цар 18). Возможно, что имя автора является нарицательным (от евр.  «служитель Господа») и было дано анонимному пророческому фрагменту при включении его в сборник 12-ти пророков

 Датировка А. затруднительна как из-за неясного исторического контекста пророчеств, так и по причине небольшого объема книги. Чаще всего указывают ближайший период после 587 г. до Р. Х. (ср. Плач 4. 21–22), когда во время вавилонского пленения идумеи захватили ряд южных территорий Иудеи (в 2 Ездр 4. 45 они обвиняются в сожжении Иерусалимского Храма), но есть и более ранние (IXVIII вв.) и более поздние датировки (V в. до Р. Х.).

Текст А. почти целиком написан в поэтической форме. Серьезных текстологических расхождений в рукописной традиции не выявлено. Слова в стихе 7 — «нет в нем смысла!» (обращенные к Едому) могли изначально быть записью на полях рукописи (окончательного вопрос не решен).

Содержание. Основное заглавие книги, определяющее ее содержание, — «Видение Авдия» (ср. Ис 1. 1; Наум 1. 1); подзаголовок — «Так говорит Господь Бог об Едоме». В книге выделяются 3 части: стихи 1b–7 — возвещение суда на Едом; стихи 8–14 — описание судного дня и участи Иерусалима; стихи 15–21 — наступление дня Господня, когда произойдет суд над всеми народами, восстановление Израиля и установление Царства Господа. В А. провозглашается принцип равного воздаяния за зло (т. н. «закон талиона»). Множество совпадений с пророчеством Иер 49. 7–22 позволяют ставить вопрос об использовании в А. уже известных пророчеств  в более широком контексте (всеобщего спасения) (при этом прямое заимствование из Книги пророка Иеремии маловероятно) и о связи А. с культом Иерусалимского Храма.