Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Аггея пророка книга

Версия для печати

(евр. haggay; греч. Aggaios), в Ветхом Завете — 10-я книга из числа 12 малых пророков.

Автор — первый послепленный пророк. Вероятно, прибыл в Иерусалим из Вавилонии. Кроме упоминаний в 1 Ездр 5. 1 и 6. 14, иных достоверных сведений о нем не сохранилось. Именами пророков Аггея и Захарии надписаны ряд псалмов (Пс 145–148 у LXX; Пс 111, 145, 146 в Вульгате; Пс 125, 126, 145–148 в сир. Пешитте).

Датировка. Книга написана в период персидского владычества. Пророчества А. точно датированы — 29 августа, 21 сентября, 17 октября и 18 декабря 520 г. до Р. Х. (Агг 1. 1, 15; 2. 1, 10, 20).

Текст. Современные исследователи, признавая стилистическое единство книги, отмечают множество связей А. с близкой по времени написания Книгой пророка Захарии (особенно, Зах 7–8). Состав. А. тематически делится на 2 части: призыв к восстановлению Храма (1. 1–15) и слова ободрения (2. 1–23). В ее состав входят 4 пророческих речи (1. 1–11; 2. 1–9; 2. 10–19; 2. 20–23).

Содержание. Книга посвящена проблеме восстановления Иерусалимского Храма, работы по возведению которого были прерваны из-за экономических трудностей. Аггей призвал народ заботиться в первую очередь о деле Божием, а не о своем достатке. Он обращается к правителю Иудеи Зоровавелю, первосвященнику Иисусу и ко всему народу, уверяя в присутствии Божием: «Я с вами, говорит Господь» (Агг 1. 13; 2. 4). Пророк говорит о славе будущего Храма и том, что время суда закончится. Если народ будет жить свято, то с ним пребудет и Божие благословение. Вместе с тем, в А. говорится и о грядущих потрясениях (Агг 2. 6, 21). В святоотеческих толкованиях Зоровавель, упомянутый в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 12–13), выступает как Его прообраз. В А. разбираются также вопросы о перенесении жертвенного мяса и о ритуальном осквернении.