Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Циркулярное письмо № 1637 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 марта 2008 г.

Версия для печати
18 февраля 2009 г. 12:33

ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации в настоящее время организует широкомасштабное обсуждение концепции, структуры и содержания нового поколения государственных образовательных стандартов в связи с одобренным Государственной Думой РФ законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», направленным на решение вопроса о необходимости учета мировоззренческих взглядов школьников, духовно-нравственного воспитания согласно убеждениям, разделяемым в семье каждого ребенка, максимального приближения к потребителям образовательных услуг (обучающимся и их родителям).

Учитывая важность обсуждаемых вопросов для преподавания в общеобразовательных учебных заведениях «Основ православной культуры» и других дисциплин духовно-нравственного содержания, прошу Вас до 15 мая 2008 г. в вверенной Вашему попечению епархии организовать группу церковных и светских специалистов в области образования и педагогики для предварительного изучения материалов и провести конференции, семинары, форумы и круглые столы для обсуждения церковной общественностью с широким привлечением родителей и педагогов общеобразовательных учебных заведений, православных общественных объединений и организаций Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения и материалов по стандартизации образования в начальной школе.

Результаты необходимо направить по нижеуказанным адресам: upravdelami@patriarchia.ru (Управление делами Московской Патриархии) и os@verav.ru (Церковно-научная комиссия).

Приложения:

1. «Обращение» разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения;

2. О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

Приложение № 1.

ОБРАЩЕНИЕ
разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами – государством, обществом, каждой конкретной семьей.

В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» — это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов, но и исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы.

Присоединяйтесь! Нам важно Ваше мнение!

Управляющий совет проекта

Ссылка: сайт «Новый стандарт общего образования» http://standart.edu.ru

 

Приложение №2

О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования

На конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20-21 декабря 2007 г.) была достигнута принципиальная договоренность о решении проблемы обеспечения прав граждан России на свободное и добровольное изучение их детьми в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Православная культура».

В настоящий период в Российской академии образования должна быть проведена работа по оформлению достигнутой договоренности, разработке необходимых материалов по стандартизации образования и нормативных документов, которыми будет установлен федеральный государственный стандарт общего образования II поколения.

Новые стандарты общего образования должны как обеспечивать возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» в рамках основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения, так и включать необходимые знания по истории и культуре в содержании основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных.

Приоритетными в обсуждении целесообразно считать вопросы:

1. По предмету «Православная культура»:

а) преподавания учебного предмета «Православная культура» в основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения;

б) условий преподавания различных курсов, проведения учебных и внеучебных занятий по основам православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей на традициях православной культуры русского и других народов России за рамками основной части учебного (образовательного) плана во второй половине дня (кружки, дополнительное образование и т.п.);

в) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в начальной школе (чтение, письмо, окружающий мир и др.);

г) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в 5-11 классах:

2. По гуманитарным учебным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, социальная география, основы безопасности жизнедеятельности, дисциплины эстетического цикла и др.);

3. По естествознанию (окружающий мир, биология, экология и др.).

Прежде всего, в части оценки условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также вариативного раскрытия в содержании учебных предметов мировоззренческих вопросов (происхождение человека, общества, смысл истории и т.п.) в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании» о принципах государственной политики в области образования, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 2, 14).

История и современное положение православия, Русской Православной Церкви в содержании общего образования должны быть представлены без искажений, а также с необходимой полнотой, соответствующей особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Результатом обсуждения должно стать квалифицированное консолидированное суждение православного сообщества относительно качества и способности государственного стандарта общего образования нового поколения решать задачи:

1) свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура»;

2) полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской Православной Церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования;

3) обеспечения учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования при преподавании детям мировоззренческих знаний;

4) обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания.

Другие статьи

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной клирика Московской (городской) епархии протоиерея Василия Скоробогатова

Патриаршее поздравление митрополиту Тульчинскому Ионафану с 35-летием архиерейской хиротонии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Партнерство государства и общества в деле гармоничного воспитания ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Патриаршее поздравление митрополиту Челябинскому Алексию с 50-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Раменскому Алексию с 15-летием работы в Московской Патриархии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных десятилетию Объединения многодетных семей г. Москвы

Патриаршее поздравление митрополиту Лазарю (Швецу) с 85-летием со дня рождения

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Авксентию (Абражею), епископу Несвижскому, викарию Патриаршего экзарха всея Беларуси

Патриаршее поздравление митрополиту Костромскому Ферапонту с 55-летием со дня рождения