Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Циркулярное письмо № 1637 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 марта 2008 г.

Версия для печати
18 февраля 2009 г. 12:33

ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации в настоящее время организует широкомасштабное обсуждение концепции, структуры и содержания нового поколения государственных образовательных стандартов в связи с одобренным Государственной Думой РФ законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», направленным на решение вопроса о необходимости учета мировоззренческих взглядов школьников, духовно-нравственного воспитания согласно убеждениям, разделяемым в семье каждого ребенка, максимального приближения к потребителям образовательных услуг (обучающимся и их родителям).

Учитывая важность обсуждаемых вопросов для преподавания в общеобразовательных учебных заведениях «Основ православной культуры» и других дисциплин духовно-нравственного содержания, прошу Вас до 15 мая 2008 г. в вверенной Вашему попечению епархии организовать группу церковных и светских специалистов в области образования и педагогики для предварительного изучения материалов и провести конференции, семинары, форумы и круглые столы для обсуждения церковной общественностью с широким привлечением родителей и педагогов общеобразовательных учебных заведений, православных общественных объединений и организаций Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения и материалов по стандартизации образования в начальной школе.

Результаты необходимо направить по нижеуказанным адресам: upravdelami@patriarchia.ru (Управление делами Московской Патриархии) и os@verav.ru (Церковно-научная комиссия).

Приложения:

1. «Обращение» разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения;

2. О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

Приложение №1.

ОБРАЩЕНИЕ
разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами – государством, обществом, каждой конкретной семьей.

В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» — это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов, но и исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы.

Присоединяйтесь! Нам важно Ваше мнение!

Управляющий совет проекта

Ссылка: сайт «Новый стандарт общего образования» http://standart.edu.ru

 

Приложение №2

О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования

На конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20-21 декабря 2007 г.) была достигнута принципиальная договоренность о решении проблемы обеспечения прав граждан России на свободное и добровольное изучение их детьми в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Православная культура».

В настоящий период в Российской академии образования должна быть проведена работа по оформлению достигнутой договоренности, разработке необходимых материалов по стандартизации образования и нормативных документов, которыми будет установлен федеральный государственный стандарт общего образования II поколения.

Новые стандарты общего образования должны как обеспечивать возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» в рамках основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения, так и включать необходимые знания по истории и культуре в содержании основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных.

Приоритетными в обсуждении целесообразно считать вопросы:

1. По предмету «Православная культура»:

а) преподавания учебного предмета «Православная культура» в основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения;

б) условий преподавания различных курсов, проведения учебных и внеучебных занятий по основам православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей на традициях православной культуры русского и других народов России за рамками основной части учебного (образовательного) плана во второй половине дня (кружки, дополнительное образование и т.п.);

в) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в начальной школе (чтение, письмо, окружающий мир и др.);

г) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в 5-11 классах:

2. По гуманитарным учебным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, социальная география, основы безопасности жизнедеятельности, дисциплины эстетического цикла и др.);

3. По естествознанию (окружающий мир, биология, экология и др.).

Прежде всего, в части оценки условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также вариативного раскрытия в содержании учебных предметов мировоззренческих вопросов (происхождение человека, общества, смысл истории и т.п.) в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании» о принципах государственной политики в области образования, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 2, 14).

История и современное положение православия, Русской Православной Церкви в содержании общего образования должны быть представлены без искажений, а также с необходимой полнотой, соответствующей особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Результатом обсуждения должно стать квалифицированное консолидированное суждение православного сообщества относительно качества и способности государственного стандарта общего образования нового поколения решать задачи:

1) свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура»;

2) полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской Православной Церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования;

3) обеспечения учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования при преподавании детям мировоззренческих знаний;

4) обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания.

Другие статьи

Совместная декларация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и глав Духовных управлений мусульман Северного Кавказа (Кисловодск, 13 декабря 2012 г.)

Резолюция Святейшего Патриарха Кирилла по вопросу передачи Издательскому Совету экземпляров изданий, получивших гриф Издательского Совета

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об управлении епархиальными викариатствами г. Москвы

Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве

Инструкция правящим архиереям епархий, в которых имеются крупные очаги лесных пожаров

Циркуляр Святейшего Патриарха Кирилла епархиальным Преосвященным, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей России о литургическом поминовении, приуроченном к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне

Соглашение о социальном партнерстве между Святейшим Патриархом Кириллом и Полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 года

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы

Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическим актом, повлекшим крушение поезда «Невский экспресс», 27 ноября 2009 года.