ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Российской Федерации в настоящее время организует широкомасштабное обсуждение концепции, структуры и содержания нового поколения государственных образовательных стандартов в связи с одобренным Государственной Думой РФ законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», направленным на решение вопроса о необходимости учета мировоззренческих взглядов школьников, духовно-нравственного воспитания согласно убеждениям, разделяемым в семье каждого ребенка, максимального приближения к потребителям образовательных услуг (обучающимся и их родителям).
Учитывая важность обсуждаемых вопросов для преподавания в общеобразовательных учебных заведениях «Основ православной культуры» и других дисциплин духовно-нравственного содержания, прошу Вас до 15 мая 2008 г. в вверенной Вашему попечению епархии организовать группу церковных и светских специалистов в области образования и педагогики для предварительного изучения материалов и провести конференции, семинары, форумы и круглые столы для обсуждения церковной общественностью с широким привлечением родителей и педагогов общеобразовательных учебных заведений, православных общественных объединений и организаций Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения и материалов по стандартизации образования в начальной школе.
Результаты необходимо направить по нижеуказанным адресам: upravdelami@patriarchia.ru (Управление делами Московской Патриархии) и os@verav.ru (Церковно-научная комиссия).
Приложения:
1. «Обращение» разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения;
2. О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Приложение № 1.
ОБРАЩЕНИЕ
разработчиков Государственного стандарта общего образования нового поколения
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами – государством, обществом, каждой конкретной семьей.
В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» — это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.
Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов, но и исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы.
Присоединяйтесь! Нам важно Ваше мнение!
Управляющий совет проекта
Ссылка: сайт «Новый стандарт общего образования» http://standart.edu.ru
Приложение №2
О церковно-общественном обсуждении стандартов общего образования
На конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20-21 декабря 2007 г.) была достигнута принципиальная договоренность о решении проблемы обеспечения прав граждан России на свободное и добровольное изучение их детьми в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Православная культура».
В настоящий период в Российской академии образования должна быть проведена работа по оформлению достигнутой договоренности, разработке необходимых материалов по стандартизации образования и нормативных документов, которыми будет установлен федеральный государственный стандарт общего образования II поколения.
Новые стандарты общего образования должны как обеспечивать возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» в рамках основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения, так и включать необходимые знания по истории и культуре в содержании основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных.
Приоритетными в обсуждении целесообразно считать вопросы:
1. По предмету «Православная культура»:
а) преподавания учебного предмета «Православная культура» в основной части учебного (образовательного) плана по всем годам обучения;
б) условий преподавания различных курсов, проведения учебных и внеучебных занятий по основам православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей на традициях православной культуры русского и других народов России за рамками основной части учебного (образовательного) плана во второй половине дня (кружки, дополнительное образование и т.п.);
в) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в начальной школе (чтение, письмо, окружающий мир и др.);
г) содержания и качества знаний по истории, культуре и современному положению православного христианства, Русской Православной Церкви в обязательных общеобразовательных программах в 5-11 классах:
2. По гуманитарным учебным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, социальная география, основы безопасности жизнедеятельности, дисциплины эстетического цикла и др.);
3. По естествознанию (окружающий мир, биология, экология и др.).
Прежде всего, в части оценки условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также вариативного раскрытия в содержании учебных предметов мировоззренческих вопросов (происхождение человека, общества, смысл истории и т.п.) в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании» о принципах государственной политики в области образования, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 2, 14).
История и современное положение православия, Русской Православной Церкви в содержании общего образования должны быть представлены без искажений, а также с необходимой полнотой, соответствующей особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.
Результатом обсуждения должно стать квалифицированное консолидированное суждение православного сообщества относительно качества и способности государственного стандарта общего образования нового поколения решать задачи:
1) свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура»;
2) полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской Православной Церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования;
3) обеспечения учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования при преподавании детям мировоззренческих знаний;
4) обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания.