Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский (Кривошеин Всеволод Александрович)

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский (Кривошеин Всеволод Александрович)
Версия для печати
Дата рождения:
19 июня 1900 г.
Дата смерти:
22 сентября 1985 г.
Дата хиротонии:
1959
Страна:
Бельгия
Биография:

Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) родился 19 июня 1900 года в Санкт-Петербурге. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II.

Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был вывезен из Новороссийска в Каир в конце 1919 года. В 1920 году он оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Он поступил в Сорбонну и одновременно принимал участие в съездах православной молодежи.

В 1924 году он записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, но почти сразу, приняв участие в экскурсии на Афон, решил остаться там навсегда.

Всеволод принял постриг в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре: в монашестве ему было дано имя Василий. Постепенно, наряду с обычными монастырскими послушаниями, овладев греческим языком, о. Василий стал вести канцелярскую работу монастыря и был допущен в ценнейшее книгохранилище обители, где находятся древние греческие рукописи и архивы. С этого времени началось его увлечение святоотеческой письменностью.

Уже в 1936 году о. Василий приобрел известность своей замечательной работой о тогда еще мало известном святом Григории Паламе («Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы»).

В 50-х годах о. Василию пришлось покинуть родной монастырь. В 1951 году, благодаря ходатайству митрополита Германа Фиотирского, о. Василию удалось получить приглашение в Оксфордский университет, чтобы участвовать в составлении «Греческого Святоотеческого Словаря». С тех пор и расширилась его научная работа по святым отцам Церкви и, главным образом, по изданию научного греческого подлинника трудов преп. Симеона Нового Богослова, во французской коллекции “Sources Chretiennes”. Его издательская работа увенчалась напечатанием блестящей монографии о преп. Симеоне, вышедшей одновременно по-русски и по-французски в 1980 году.

Уже по приезде в Оксфорд о. Василий принял священство; а в 1959 году состоялась в Лондоне его епископская хиротония для Бельгийской кафедры Московской Патриархии. С 1960 г. до самой своей кончины Владыка Василий жил в доме при русском храме в Брюсселе.

За эти 25 лет своего епископства владыка Василий принимал деятельное участие в междухристианских и всеправославных съездах и совещаниях как представитель Московской Патриархии.

После мировой Ассамблеи и Всемирного Совета Церквей в Найроби в 1976 году архиепископ Василий выступил с открытым письмом, обращенным к пастору Филиппу Поттеру, Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей. В этом письме архиепископ Василий выражал свою высокую оценку и всецелую поддержку выступлениям в защиту христиан в Советском Союзе, страдающих от тяжелых дискриминаций и даже преследований: «Выражаю свою глубокую благодарность всем, кто возвысил свой голос в Найроби в защиту религиозной свободы в Советском Союзе и нарушил тем самым скандальное молчание, хранившееся до последнего времени по этому вопросу. Надеюсь, что борьба за права верующих в России будет продолжаться...»

А в 1980 году архиепископ Василий отправил телеграмму Л.И. Брежневу, в которой он «восставал с возмущением против полицейского произвола на Русскую Православную Церковь при аресте отца Дмитрия Дудко, ревностного пастыря и проповедника веры. В качестве епископа, принадлежащего к Московской Патриархии, — писал он, — я требую немедленного освобождения сего достойного священнослужителя».

Тогда же владыка Василий выступал в бельгийской прессе по случаю ареста и тюремного заключения о. Глеба Якунина и о. Дмитрия Дудко: «Я возмущен этими арестами и всеми формами религиозного преследования со стороны государства».

В сентябре 1985 г. владыка Василий совершил поездку в Россию. 12 и 15 сентября он служил в Преображенском соборе в Ленинграде, где его крестили 85 лет тому назад. После обедни он почувствовал себя плохо и был сразу же помещен в больницу. 22 сентября Владыка скончался. По выраженному им желанию он был похоронен на русской земле, на Серафимовском кладбище в родном городе.

По материалам сайта Брюссельско-Бельгийской архиепископии

Научные труды, публикации:

«Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы»
Seminarium Kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом имени Н.П. Кондакова. VIII. Прага, 1936. С.99–154.
ВРЗПЭ 1987. 115. 109–174
Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 с.77-82
L'enseignement ascetique et mystique de Gregoire Palamas. — Prague, 1936.

«Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография прп. Симеона Нового Богослова (949-1022). «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата». 1953, № 16, с. 223-236.

«Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же 1957, № 25, с. 30-53; Библиографию см. ЖМП. 1957, № 8, с. 73).

«Второе Всеправославное совещание на о. Родосе». ЖМП. 1964, № 4, с. 32.

«Международный съезд в Венеции, посвященный тысячелетию Афона». ЖМП. 1964, № 2, с. 54.

«Четвертый Международный съезд патрологов в Оксфорде». ЖМП. 1964, № 2, с. 62.

«Третье Всеправославное Совещание на о. Родосе». ЖМП. 1965, № 7, с. 42.

«ХIХ Международный Старокатолический конгресс в Вене». ЖМП. 1965, № 11, с. 46.

«Межправославная Комиссия по диалогу с англиканами». ЖМП. 1967, № 6, с. 35-48.

«Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Английской и Русской Православными Церквами». ЖМП. 1967, № 7, с. 45-53.

«IV Всеправославное совещание». ЖМП. 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52.

«Неизвестное творение прп. Макария Египетского». ЖМП. 1970, № 12, с. 57.

«Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами» (Хельсинки, 7-11 июля 1971 г.). ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.

«Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении». ЖМП. 1973, № 2, с. 64-69.

«Огласительные слова св. Симеона Нового Богослова. Введение, критический текст и примечания». ЖМП. 1964, № 12, с. 29.

«Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение». Изд. Париж, 1980 г. (360 с.);
Dans la lumiere du Christ: Saint Symeon le Nouveau Theologien: Vie, spiritualite, doctrine.
Chevetogne, 1980. 424 p.
Н. Новгород: Братство св.Александра Невского, 1996. 443 с.

Les textes symboliques dans l'Eglise orthodoxe
Messager EPREO. 1964. N 48. P. 197-217; 1965. N 49. P. 10-23; N 50. P. 71-82
Символические тексты в Православной Церкви (рус. пер.)
Богословские труды. 1968. Сб. 4. С. 5-37.
переизд. Калуга, 2003 г.

«Несколько слов по вопросу о стигматах» (перев.с фр.). ЖМП. 1986, № 4, с. 67.

«Другие Главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов?» (пер. с фр.). (Доклад прочитан на 4-й конференции патрологов в Оксфорде 18 сент. 1963 г.). ЖМП. 1986, № 4, с. 68.

Памяти Владимира Лосского (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1959, 30/31, 95-98.

Афон в духовной жизни Православной Церкви. «Вестник Экзархата», 1952, 12, 5-23.

Angels and Demons in the Eastern Orthodox Spiritual Tradition // The Angles of Light and the Powers of Darkness.
London, 1954. P. 22-46.
Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов (рус. пер.)
ВРЗЕПЭ. 1955. № 22. С. 132-157.
М.: Русский путь, 2000. -56 с.
Les anges et les demons dans la vie spirituelle, selon l'enseignement des Pères orientaux (trad. fr.)

Архиепископ Вениамин Новицкий (1900-1976). «Вестник русского христианского движения», 1977, 120, 289-305.

Autorite et Saint-Esprit
Messager EPREO. 1969. N 68. P. 205-209
Авторитет и Святой Дух (фр. яз.).

Авторитет и непогрешимость Вселенских Соборов.
«Ежеквартальник Восточных Церквей», 1975, 7, 2-8 (англ. яз.).

Кафоличность и церковный строй. Некоторые замечания в связи с вступительной статьей С.С. Верховского (англ. яз.)
«Теологический ежеквартальник Св. Владимира», 1972, 17, 41-52.
Церковь Владыки Василия (Кривошеина), Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2004, с. 246-257.

Составление и обнародование единого православного Символа веры (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1966, № 54/55, 71-74.

Всеправославное совещание в Жамбези, близ Женевы ( фр. яз.) «Вестник Экзархата»,1968, 64, 183-216.

Международный конгресс в Венеции в честь 1000-летия Афона (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1964, 45, 30-31.

4-й международный съезд патрологов в Оксфорде (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1964, 45, 26-30.

Догматическая конституция Церкви: точка зрения православного (фр. яз.). «Ириникон», 1966, 39, 477-496.

Date du texte traditionel de la “Priere de Jesus”
Messager EPREO. 1951. № 7-8. P. 55-59
Дата традиционного текста Иисусовой молитвы (рус. пер.)
Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1952. № 10. С. 35-38

Второе международное Православное богословское совещание в Америке (фр. яз.)
«Ириникон», 1973, 46, 165-171.

Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского Собора с православной точки зрения. «Вестник Экзархата», 1966, 56, 222-238.

Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова. «Вестник Экзархата», 1975, 91/92, 171-192.

Экклезиология святого Василия Великого. «Вестник Экзархата», 1968, 62/63, 122-150.
L'ecclésiologie de Saint Basile le Grand (trad. fr.)

Непогрешимость или совершенность? (фр. яз.) «Вестник Экзархата», 1976, 93/96.

Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах. (По поводу статьи Н. М. Зернова «Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии»). «Вестник Экзархата», 1961, 38/39.

“Essence créée” et “Essence Divine” dans la théologie spirituelle de St. Syméon le Nouveau Théologien Studia Patristica. T.XII. Berlin, 1975. P.210-226.
«Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии св. Симеона Нового Богослова (пер. с фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1971, 75/76, 151-170.
Альфа и Омега, № 2(32), 2002, сс. 64-83

Интервью газете «Свободная Бельгия» (фр. яз.) от 26 янв. 1980. Необходим ли новый православный Символ веры? (англ. яз.) «Ежеквартальник семинарии св. Владимира», 1967, 11, 69-72.

Исповедь и священство у прп. Симеона Нового богослова. «Вестник русского христианского движения», 1979, 129, 25-36.

Церковная жизнь в СССР. «Информация из Православной Церкви Н.Ф.» 5-11 (Франкфурт-на-Майне, 1975), 34-38 (нем. яз.).

Моя встреча с Россией (фр. яз.). Буэнос-Айрес, 1953, 226 с.

Мать Мария (Скобцова). (К 25-летию со дня кончины). ЖМП. 1970, № 5, с. 30-42.

Памяти епископа исповедника (митрополита Иосифа Чернова). «Вестник русск. христ. движения», 1975, 116, 225-229. Митрополит Иосиф (Чернов) (итал. яз.)
«Христианская Россия», 1976, 6, 49-53.

Монреальское совещание. «Вестник Экзархата», 1963, 42-43, 176-182.

Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение.
Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, № 89-90, сс. 71-88.

Некролог митр. Евлогия. «Вестник Экзархата», 1961, 38/39, 164-166.

Несколько слов об интервью Архиеп. Волоколамского Питирима. «Вест. русск. христ. движения», 1974, 114, 268-270.

Оксфордский международный патристический съезд. «Вестник Экзархата», 1951, 7/8, 33-36.

Первоначальная форма и позднейшие редакции проповедей прп. Симеона Нового Богослова. («Катихизические проповеди» и «Слова») в их взаимоотношениях. (англ. яз.)
Труды 9 Международного конгресса византийских исследований. Фессалоники, 1953, том 3. (Афины, 1958) 161-168.

Православные и II Ватиканский Собор (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1963, 41, 16-25.

Православное духовное предание. «Вестник Экзархата», 1952, 9, 8-20.

Письмо в редакцию. «Русская мысль», 20 окт., 1967. с. 10.

Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. О памяти смерти: (Неизданное огласительное слово). Перевод. «Вестник Экзархата», 1953, 14, 89-91.

Заметка к слову «О памяти смерти» прп. Симеона Нового Богослова, там же, с. 92-99.

Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат. История текста огласительных слов. «Вестник Экзархата», 1961, 37, 41-47.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980, 354 с.

Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-политической действительности своего времени. «Вестник Экзархата», 1961, 38/39, 121-126.

Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия у св. Василия Великого. «Вестник Экзархата», 1968, 61, 48-54.
L'Oeuvre salvatrice du Christ sur la Croix et dans la Résurrection
Messager EPREO 1972. N 78-79. P. 106-120

Собрание Богословской и англикано-православной подкомиссии в Румынии. «Вестник Экзархата», 1974, 85/88, 43-53 (фр. яз.).

Св. Симеон Новый Богослов в веках (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1979, 101/104, 27-32.

Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами. ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.

Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon saint Gregoire de Nysse
Messager EPREO. 1975. N 91-92. С. 133-158.
Простота Божественной природы и отличия в Боге по св. Григорию Нисскому (пер. с. франц.)
Церковь Владыки Василия (Кривошеина) — Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2004, с. 258-285.

Симеон Новый Богослов. Катихизисы (на греч. и фр. яз.). т. 1-3. Париж, 1963.

Тема духовного упоения в мистике прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1960, 35, 10-18.

Видение света у прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). «Вестник Экзархата», 1976, 93/96, 15-37.

Труды прп. Симеона Нового Богослова (англ. яз.) Ориенталиа Кристиана Периодика, 1954, 20, 298-328.

Воспоминания. Письма.

— Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена (май-июнь 1971 года). Н.Новгород: Братство св.Александра Невского, 1998. 498 с.

«Спасенный Богом». Воспоминания. Опубликовано в 2004 г.

Церковь Владыки Василия (Кривошеина). — Нижний Новгород: Братство св. Александра Невского, 2004. — 500 с. (Письма).

Литература:

ЖМП. 1959, № 7, с. 4, 16; № 9, с. 27, 32.
-"-, 1960, № 7, с. 5; № 8, с. 4, 8; № 2, с. 72; № 3, с. 25; № 9, с. 10-13.
-"-, 1961, № 1, с. 11; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 67; № 10, с. 3.
-"-, 1963, № 2, с. 47, 60; № 6, с. 10; № 7, с. 9; № 11, с. 33.
-"-, 1964, № 1, с. 4; № 11, с. 3; № 12, с. 29.
-"-, 1966, № 11, с. 2.
-"-, 1967, № 6, с. 35-48; № 7, с. 45-53.
-"-, 1968, № 8, с. 1; № 9, с. 2.
-"-, 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52; № 4, с. 6; № 12, с. 16.
-"-, 1970, № 12, с. 57.
-"-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
-"-, 1972, № 4, с. 55-58; № 6, с. 43; № 9, с. 24; № 10, с. 54.
-"-, 1973, № 11, с. 9.
-"-, 1974, № 9, с. 27; № 12, с. 4.
-"-, 1976, № 4, с. 5.
-"-, 1977, № 3, с. 43; № 7, с. 14.
-"-, 1979, № 9, с. 6; № 11, с. 2; № 12, с. 6.
-"-, 1980, № 1, с. 45; № 2, с. 2; № 9, с. 11.
-"-, 1981, № 7, с. 6; № 12, с. 4, 24.
-"-, 1982, № 1, с. 20, 39.
-"-, 1984, № 1, с. 13; № 2, с. 58; № 7, с. 3; № 8, с. 3; № 11, с. 36; № 12, с. 18, 29.
-"-, 1985, № 2, с. 3, 26; № 10, с. 3; № 11, с. 42; № 12, с. 20.
-"-, 1986, № 4, с. 34 (некролог).
Религия и атеизм в СССР. 1972. 59/60. 28.
«Информационный Бюллетень». 1985. № 12, с. 22.