Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Дистанционное обучение может быть только вспомогательным

Дистанционное обучение может быть только вспомогательным
Версия для печати
28 мая 2020 г. 11:58

В марте 2020 года из-за коронавирусной эпидемии школы перешли в режим дистанционного обучения. То же сделали и православные школы. В мае учебный год закончился, последние уроки прошли в минувшую пятницу, 22 мая.

В апреле-мае информационно-аналитическая служба Синодального отдела религиозного образования и катехизации попросила православные школы рассказать, как они организовали дистанционное обучение. В результате на портале «Православное образование» было опубликованы следующие материалы:

Администрация школ поделилась тем, как получилось организовать дистанционный учебный процесс, насколько выросла нагрузка на учителей, какова техническая оснащенность школ, какими приложениями пользовались учителя и ученики и какие проблемы возникли. Итог дистанционного обучения в школах — в этом материале. Статья представляет собой обобщенный материал по деятельности шести школ в условиях карантина и самоизоляции.

Техническая оснащенность и электронные ресурсы

Чтобы организовать процесс, понадобились совместные усилия учителей, учеников и их родителей. Готовились рабочие места учителей и учеников. Многим не хватало технического обеспечения. Например, в Ховринской гимназии «Лампада» пришлось закупить для учителей и учеников несколько веб-камер, предоставить ноутбуки.

Сложности возникли с выбором электронных мессенджеров, образовательных платформ и курсов. Так, Московская электронная школа подвисала, в WhatsApp нельзя созвониться с большим количеством абонентов.

Возникли проблемы даже с Zoom, хотя программа сейчас очень востребована. Некоторые родители просили отказаться от нее, поскольку система открыта и данные могут попасть в общий доступ. Учителя тоже остались недовольны. Отмечали, что платформа подвисает, а главное — что стоит лимит на 40 минут, после которого урок прекращается.

Среди выбранных школами программ и ресурсов:

  • образовательные порталы Google Класс, МЭШ, РЭШ, портал «Просвещение», ЯКласс, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Фоксфорд, Медиатека, МосОбрТВ, Учебник.Мос.Ру, разработки ГМЦ;
  • для видеосвязи — Zoom, Skype, Google Meet;
  • мессенджеры и соцсети для связи и рассылки — WhatsApp, Viber, ВКонтакте; и, конечно, электронная почта.

Новые технологии на занятиях

Школы выработали новое расписание для учащихся, в соответствии с СанПиН. В некоторых школах научились проводить онлайн-зарядки, уроки хореографии. Показательны уроки ритмики в Православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Учитель проводил урок, дети его просматривали урок. Затем они разучивали движения дома, снимали на видео и отправляли учителю. В результате дети записывали целые танцы.

Варницкая гимназия активно использовала Google Documents и Google Forms для работы на уроках. В гугл-документе удобно делать письменные задания: там учитель и ученик видят один документ, в реальном времени они вместе могут писать и исправлять. В гугл-формах преподаватели гимназии делали тесты.

Православная гимназия прп. Варлаама организовала совместные утренние молитвы. Каждый записал, как он читает правило, потом все дорожки свели в одну. Получился хор детей, читающих молитвенное правило.

Пытаясь убедиться в том, что ученики по ту сторону экрана слушают учителя, некоторые преподаватели выбрали стратегию личного контакта с учеником. Во время урока учитель общался по очереди с каждым учеником, проверял его знания. Так Православный центр свт. Николая чудотворца провел даже несколько экзаменов. Учитель задавал ученику вопрос, тот без подготовки, смотря в веб-камеру, отвечал.

Учителям приходилось готовиться дольше

Многократно возросла нагрузка на учителей. После онлайн-уроков учителям приходилось проверять домашние задания учеников, которые те присылали в документах на электронную почту. Они их выверяли, исправляли ошибки и отправляли по почте обратно ученикам вместе с новыми заданиями. Помимо этого, учителя консультировали родителей, по их просьбам работали с отстающими учениками индивидуально.

Из-за отсутствия прямого контакта учителя были вынуждены готовиться дольше к дистанционному уроку, чем к обычному. В школе достаточно было учебника, тетрадей, иногда презентации или карты. На дистанционный урок учитель вынужден готовить все это в электронном виде. По вечерам, после окончания занятий и проверки работ, в свободное время учителя создавали презентации для видеоуроков и готовили пособия на следующий день.

Не всегда у учителя была техническая возможность проводить онлайн-уроки. У преподавателя иностранного языка в Ховринской гимназии не было на даче интернета, ей приходилось выезжать на машине к сотовой вышке и работать в автомобиле по несколько часов. Одно из условий организации онлайн-обучения — это хороший интернет, и от школ его наличие не зависит.

Плюсы от дистанционного формата для учителей — многие из них действительно стали осваивать технологии. Многие открыли для себя новые учебные ресурсы и площадки, а также поняли, что электронный формат обучения может стать подспорьем в работе с детьми. Так, например, в православной общеобразовательной школе «Звонница» выразили желание повысить квалификацию педагогов в дистанционной работе и улучшить технические возможности школы.

Дома заниматься труднее

Родителям и детям тоже было сложно. В многодетных семьях компьютер один, школьников несколько, уроки в одно время. Выкручивались как могли. Учителя шли навстречу: например, как-то подстраивали график, чтобы рассказать тему и пообщаться со всеми.

Детям дома труднее сосредоточиться. Присутствует соблазн отойти с урока, отключить камеру, заниматься своим делом, сослаться на некачественный звук или видео и отключиться. Дети нуждаются в живом обучении и не воспринимают серьезно дистанционный формат.

Родители хотят, чтобы очное обучение возобновилось, отмечают, что и дети хотят пойти в школу. Хотя поначалу кому-то из детей и родителей новый формат был интересен. Прошло две недели дистанционного обучения, и интерес сменился ожиданиями, когда же вновь откроют школы.

Лучше очно

Подводя итог — родители, дети и учителя устали от дистанционного формата. По отзывам, ничто не может заменить живое общение. Несмотря на развитие средств связи, все-таки по-настоящему пообщаться с человеком, передать и получить информацию — а ней входят не только слова, но и мимика, жесты, взгляд — можно только в живом общении. Невозможно дистанционно оценить уровень знаний учащихся.

Дистанционное обучение допустимо как вспомогательное — когда не получается провести урок очно. Использование электронных ресурсов в качестве дополнения к программе поможет в развитии образовательного пространства школы.

Но учитель передает ученикам не только сухую информацию о предмете. Для детей он человек, который вместе с родителями ведет ребенка во взрослую жизнь. А для такой задачи недостаточно просто рассказать — нужно еще показывать собственным примером.

Александр Черепенин

«Православное образование»/Патриархия.ru

Другие статьи

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)

Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года)

В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года)

Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года)

В Луганскую епархию передали инвалидные коляски из Новороссийской епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 апреля 2024 года)

7000 беженцев получили помощь в церковном штабе в Екатеринбурге с ноября 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 30 марта — 1 апреля 2024 года)