Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии
Версия для печати
26 апреля 2021 г. 11:39

21 апреля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Трансгуманизм в свете христианской антропологии» выступил доктор философских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Докладчик отметил, что термин «трансгуманизм» возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественным деятелем Джулианом Хаксли. В указанную эпоху получили распространение идеи светского гуманизма, атеизма, внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозки человека).

На развитие трансгуманистических идей большое влияние оказала значительная математизация науки, а также развитие компьютерной техники. В 1990 году была организована «Всемирная ассоциация трансгуманистов».

Трансгуманизм декларирует возможность развития жизни и разума вне рамок «человеческих форм» с помощью науки и технологий. Соответственно, в трасгуманизме получают развитие такие идеи, как «моделирование мозга», «перезагрузка сознания», «свободное от материи сознание». Предполагается достижение «точки сингулярности», когда машины и искусственный интеллект научатся воспроизводить себя.

В.Н. Катасонов отметил, что, несмотря на весь «пафос», идеи трансгуманизма несостоятельны и утопичны. Так, относительно «пересадки сознания» неясно, что собственно «пересаживать», поскольку вопрос о том, что такое сознание, наукой не решен. Также многие особенности человека принципиально не получается смоделировать — например, наличие свободы выбора (недетерминированность). Со свободой связана ответственность человека, его культура, творческая способность человека, религиозная жизнь и пр. Все это смоделировать невозможно.

Говоря об отношении христианства к трансгуманизму, В.Н. Катасонов, прежде всего, отметил, что Церковью уже был отвергнут платонизм (неоплатонизм), с его идеями о вечной материи, предсуществовании душ и прочем. Трансцендентный Бог в философии платонизма, как и трансгуманизма, не предполагается. В то же время, в христианской антропологии, предполагающей существование Творца и человеческой свободы, положены четкие границы, которые трансгуманистическая идеология преодолеть не в состоянии.

Докладчик отметил определенное трансгуманистическое измерение процесса цифровизации, в котором человек сводится к своему «цифровому» образу, преодолеваются традиционные социальные связи, человек все более остается в одиночестве — наедине с миром и самим собой, что упрощает манипуляцию над людьми и имеет, тем самым, политические последствия.

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 5 мая. С докладом на тему «Формирование представления о личности в российской общественной мысли XIX-XX веков» выступит доктор исторических наук Ф.А. Гайда.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru

Материалы по теме

Российский православный университет святого Иоанна Богослова вступил в Российское историческое общество

Выездная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Приморскую митрополию

В Неделю 2-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Патриаршее служение в Неделю 2-ю по Пасхе в Храме Христа Спасителя

Завершила свою работу Первая международная научная конференция «Если перед нами встанет истина…», посвященная диалогу об истине в науке, искусстве и религии

Синодальная комиссия по биоэтике организовала XVIII направление «Православная биоэтика» на XXXIII Международных Рождественских чтениях

Сербский иерарх поделился размышлениями о «постгуманизме» в области биоэтики

В Томске прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Душа и киберпространство: проблемы и перспективы богословского осмысления цифровизации»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Монашествующие епархий Дальневосточного федерального округа приняли участие в круглом столе «Суть монашеского подвига в современном мире»

Российский православный университет святого Иоанна Богослова вступил в Российское историческое общество

Временный управляющий Ереванско-Армянской епархии принял участие в круглом столе «Диалог городов-побратимов России и Армении» в рамках X Российско-армянского межрегионального форума

Общецерковную аспирантуру посетила делегация Ассирийской Церкви Востока во главе с Католикосом-Патриархом Мар Авой III

В Москве пройдет конференция «Маршруты помощи: профессиональный диалог о будущем благотворительности и НКО»

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

В праздник Святой Троицы в храмах Москвы и Московской области будет объявлено о наборе добровольцев в Патриаршую гуманитарную миссию

Выездная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Новосибирскую митрополию

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провел совещание с директорами и духовниками филиалов Первого казачьего университета

В Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы молитвенно отметили престольный праздник