Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили взаимоотношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью в конце XVIII века

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили взаимоотношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью в конце XVIII века
Версия для печати
23 марта 2022 г. 18:24

16 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Фанар vs Русская Православная Церковь в конце XVIII века» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик отметил, что тема взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом не перестает быть актуальной. «На фоне напряженности, которая в последнее время возникла во Вселенском Православии в связи с легализацией Константинопольским Патриархом Варфоломеем украинских раскольников и созданием т.н. ПЦУ, можно столкнуться с мнением, что якобы экклесиология, на основании которой Фанар обладает правом вмешиваться в жизнь автокефальных Православных Церквей, сложилась только в ХХ веке. Однако экклесиология Фанара сложилась вовсе не в ХХ столетии: хорошо известны претензии Константинопольской Патриархии на особые властные полномочия во Вселенском Православии, связанные с церковно-государственным симбиозом, сложившимся в Османской империи после 1453 года, а также представлением константинопольской иерархии о продолжении своей власти на всех территориях, входивших прежде в состав империи ромеев. Пользуясь поддержкой турецкого правительства, Фанар в течение нескольких столетий вмешивался в дела Поместных Церквей, оказавшихся в пределах Высокой Порты, последовательно подчиняя их своей власти. Вместе с тем, уже в конце XVIII столетия он попытался вмешиваться в дела Русской Православной Церкви, которая не входила в состав Османской империи», — считает церковный историк.

Протоиерей Александр Романчук напомнил о том, что в ноябре 1790 года власти Речи Посполитой широко распространили среди населения белорусских и украинских земель листовку, содержащую пастырское послание Константинопольского Патриарха Неофита VII. «Для современников это было неожиданно и удивительно: во-первых, польское католическое правительство никогда не заботилось об улучшении положения Православной Церкви, поскольку стремилось к его искоренению; во-вторых, православные в польском государстве после 1686 года канонически подчинялись Святейшему Синоду Русской Церкви, вследствие чего несанкционированное обращение Предстоятеля одной Поместной Церкви к пастве другой нельзя было интерпретировать иначе как грубое нарушение канонического порядка, влекущее за собой осложнение межцерковных взаимоотношений. Вместе с тем, текст послания Патриарха Неофита VII никогда полностью не переводился на русский язык, что было бы полезно сделать в свете современных межцерковных отношений, — это послание проливает свет на многие процессы», — полагает докладчик.

Историк напомнил о том, что послание Патриарха Неофита VII было написано в ответ на просьбу польских правительственных кругов принять православное население Речи Посполитой в состав Константинопольской Церкви. «Это должно было прекратить церковно-правовую зависимость польских православных от Святейшего Синода Русской Православной Церкви и восстановить каноническое разделение Русской Церкви, существовавшее в период с 1459 по 1686 годы. Как следствие, пресекался церковный канал влияния Российской империи на политическую ситуацию в Польше, которая стояла в те годы на краю гибели. Исследование послания Патриарха Неофита VII позволяет заключить, что текст Послания был составлен Константинопольской Патриархией на греческом языке, а польские дипломаты предложили проект его перевода на польский. Неизвестно, правился ли он перед публикацией, поскольку до сих пор не удалось найти оригиналы листовок, распространявшихся в 1790 году, а греческий текст послания отсутствует. Однако можно предполагать, что мысли, изложенные в нем, соответствуют официальной позиции Фанара», — отметил отец Александр .

Обращаясь к анализу упомянутого послания, протоиерей Александр Романчук подчеркнул, что «Патриарх Неофит VII обосновывает правомочность обращения к пастве другой юрисдикции тем, что "власть во Вселенской Церкви правом Синода сообщена Нам". Безусловно, здесь имеются в виду автор послания — сам Патриарх, его предшественники и преемники. При этом, к тем, кто рискнул бы проявить сомнение в его власти над Вселенской Церковью, Патриарх Неофит обращается с прямыми угрозами. Причиной своего беспокойства за судьбу православных Речи Посполитой патриарх называет тот факт, что их духовная власть — Русская Церковь якобы заставляет присягать иноземному государству, тем самым обрекая их на преследования со стороны законных властей», — заявил докладчик.

Вместе с тем, протоиерей Александр Романчук отметил, что «Святейший Синод Русской Церкви в послании не упоминается, но ему косвенно бросается упрек в применении несовместимых с евангельскими заповедями принципов руководства той части Русской Церкви, которая находилась в пределах Польши. В целом Патриарх Неофит VII обвиняет Святейший Синод в том, что он в меньшей мере печется о духовном состоянии своей паствы и в большей мере заботится о продвижении политики России, заставляет православное духовенство проявлять нелояльность властям. Интересно и видение Патриархом путей исправления этого положения: он призывает быть преданной католической Польше и не тяготеть к иноземной России, называя ее чужеземной для них. Следование такому совету в стране, которая на протяжении всей своей истории пыталась уничтожить Православие, несомненно, вело бы к торжеству Брестской церковной унии», — считает историк.

«Из послания к православному населению Речи Посполитой следует, что Константинопольский Патриарх Неофит VII в 1790 году считал себя вправе по своему усмотрению вмешиваться в дела Поместных Церквей и брать под свой омофор любую из их частей в случае, если, по его мнению, руководство той или иной Поместной Церкви поступает неправильно. В Послании он не столько увещевает польских собратий по вере, сколько выступает в роли духовного Предстоятеля, которому принадлежит суд и право действовать без учета интереса других Поместных Церквей. За непослушание он грозит духовными карами. Не называя напрямую Святейший Синод Русской Церкви, Константинопольский Патриарх укоряет его в служении Российской империи. При этом он исходит из того, что в Речи Посполитой, как и в Османской империи Церковь может свободно существовать и развиваться», — отметил докладчик.

Церковный историк полагает, что послание Патриарха Неофита VII в полной мере согласуется с церковной политикой современной Константинопольской Патриархии. «Это послание служит яркой иллюстрацией для выводов протопресвитера Александра Шмемана, который указал на то, что особенности положения Константинопольской Патриархии в Османской империи способствовали формированию греческого национализма и представления об универсальной власти Вселенского Патриарха. В конце XVIII века обе этих тенденции уже вполне оформились. В своем послании Патриарх Неофит VII укоряет Русскую Церковь в том, что она не сумела обеспечить бесконфликтное положение православного населения в этой католической стране и прозрачно намекает, что возвращение польской православной паствы под его омофор исправил ситуацию. Очевидно можно говорить о попытке Константинопольского Патриарха Неофита VII воспользоваться польской политикой ради греческого реванша на западнорусских землях. Хронологически это был первый случай проявления враждебности Фанара к России и Русской Православной Церкви», — заключил протоиерей Александр Романчук .

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый проректор РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Новосибирскую митрополию

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике М.Г. Делягин стал профессором Российского православного университета

Научный директор Российского военно-исторического общества М.Ю. Мягков стал профессором Российского православного университета

В Екатеринбурге прошел XVIII Съезд православных законоучителей Екатеринбургской митрополии

Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа [Интервью]

При поддержке Учебного комитета пройдет конференция «Актуальные вопросы деятельности регентских отделений»

В Тамбовской духовной семинарии проходит международная конференция «Православный взгляд на современный мир: проблемы и перспективы»

Состоялась рабочая поездка заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи в Ставропольскую епархию

При содействии Синодального отдела по делам молодежи состоялся визит православной молодежи Беларуси в Москву

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в церемонии награждения лауреатов республиканского конкурса «Мир в душе — мир в стране»

В праздник Воздвижения Креста Господня Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре

Состоялось очередное заседание Академического докторского диссертационного совета

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла ХIV конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»

Состоялась презентация книги епископа Луховицкого Евфимия «Апостол Германии»

Вышли в свет 65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии»

В Волынской области освятили новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками

Польская Православная Церковь указала на недействительность хиротоний, совершенных в «ПЦУ»

Архиепископ Севастийский Феодосий: За письмом Епифания могут стоять силы, противящиеся уврачеванию раскола [Статья]

Митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий: «Мы не провозглашали автокефалию»

Скончался митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал признание Синодом Константинопольского Патриархата Македонской Церкви

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Статья]

Вышла в свет книга историка-византиниста П.В. Кузенкова, посвященная проблеме современных межцерковных отношений

Митрополит Будапештский Иларион принял участие в торжественной канонизации святителя Бачского Иринея и мучеников Бачских

На севере Израиля освящен самый большой в регионе христианский храм

На Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве отметили день памяти мученицы Людмилы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с 15-й годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Другие новости

При поддержке Учебного комитета пройдет конференция «Актуальные вопросы деятельности регентских отделений»

В Тамбовской духовной семинарии проходит международная конференция «Православный взгляд на современный мир: проблемы и перспективы»

В Издательском Совете прошли XVI Феофановские чтения

Состоялась рабочая поездка заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи в Ставропольскую епархию

В Краснодаре проходит межрегиональная практическая конференция по оказанию церковной помощи семьям

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходит семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Казани семинар по больничному служении

Образовательный интенсив Синодального отдела по делам молодежи завершился в Одинцовской епархии

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла ХIV конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»