Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах

Версия для печати
24 августа 2023 г. 20:50

Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 70).

Вопрос

Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах?

Ответ

Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином.

Разъяснение ответа

Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни.

Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником.

В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста»1.

В первопечатном русском Уставе 1610 г. сказано, что чин воздвижения совершает «игумен… аще ли несть игумена, сия действует старейший иерей» (лл. 273 об. — 274). Однако в издании Устава 1641 г. появляется рубрика: «Аще ли же не в соборных храмех, то воздвизание Кресту не бывает, но точию поклонение Кресту, якоже указано в Неделю третию Великаго поста» (л. 153). Эта же рубрика перешла и в послениконовские редакции Типикона, поскольку в их основе лежит текст Устава 1641 г.

Следует отметить, что обозначение «соборные храмы» указывало не только на кафедральные соборы, но и на многоштатные приходские храмы, где богослужение в большие праздники может и должно совершаться соборно. Поэтому толкование Устава в том смысле, что чин воздвижения может совершаться исключительно в кафедральных соборах, противоречит мысли его составителей.

Как таковой, чин воздвижения не является сугубо архиерейским священнодействием — в противном случае было бы невозможно совершение его пресвитерами с благословения епархиального архиерея. Сама практика разграничения храмов, имеющих такое благословение или лишенных оного, ставит чин воздвижения в разряд церковных наград. Однако этот чин не может считаться наградой; он имеет глубокое символическое значение и непосредственно связан с историей праздника Воздвижения Креста Господня. Типологически он сопоставим со священнодействиями с плащаницей в Великие пятницу и субботу, при этом разграничение храмов, имеющих право выносить плащаницу и не имеющих такое право, не практикуется. При отсутствии чина воздвижения изнесение Креста на праздник Крестовоздвижения становится неотличимым от порядка службы в Неделю Крестопоклонную, а также 1 (14) августа, тогда как устав для всех этих трех священнодействий устанавливает различные особенности (воздвижение на праздник 14 (27) сентября; освящение воды на 1 (14) августа; только поклонение Кресту — на Крестопоклонную). Тем самым, отсутствие чина воздвижения в большинстве приходских храмов является упрощением и обеднением той богослужебной традиции, которая описана в Иерусалимском уставе.

В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным исключить слова «с благословения епархиального архиерея» из последующих изданий различных уставных пособий о богослужении на Крестовоздвижение, разрешив совершение чина воздвижения во всяком храме Русской Православной Церкви по благоусмотрению настоятеля. При этом видится особенно уместным совершение этого чина в кафедральных соборах, больших многоштатных приходах и монастырях.

В тех приходах и монастырях, в которых совершение чина воздвижения из-за возможных сложностей представляется трудноисполнимым, предлагается совершать его по упрощенному последованию, описанному ниже.

После возгласа «Премудрость, прости» священник (в полном иерейском облачении) полагает Крест на аналой посреди храма, кадит его и совершает три земных поклона. Хор в это время трижды поет тропарь Кресту. Затем священник, приняв Крест и став посреди храма лицом на восток, произносит приведенное в Типиконе молитвенное прошение2, после которого трижды осеняет Крестом, последовательно низводит и возвышает его и снова трижды осеняет им. Такие же действия священник совершает, обращаясь на прочие указанные в чине стороны (на запад, на юг, на север и снова на восток). При этом хор может петь «Господи, помилуй» не по 100 раз на каждое воздвижение, а по 40 или 12 раз.

При наличии диакона, прошения произносит диакон, каждый раз стоя ко Кресту лицом (то есть переходя на новое место каждый раз, когда священник обращается к следующей стороне света) и совершая его каждение. При наличии сослужащего священника и при отсутствии диакона, прошения произносит второй священник. При наличии двух сослужащих священников, они поддерживают предстоятеля под локти во время воздвижений. Возливание благовонной (розовой) воды на Крест совершается при наличии еще большего числа сослужащих. По окончании священнодействия Крест полагается на аналой и начинается чин поклонения Кресту. При недостаточном числе священнослужителей возливание и каждение Креста во время его воздвижений могут быть опущены.


1 Из поучения новгородскому духовенству от 1395 г.: РИБ. 6. Стлб. 237.

2 Необходимо заранее озаботиться тем, чтобы текст этого и следующих прошений был доступен в момент воздвижения: либо мелко распечатан и прижат ко Кресту с обратной стороны, либо находился в руках у стоящего рядом помощника.

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольный праздник храма святителя Димитрия Ростовского Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Петропавловскую епархию

В Марийской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир принял участие в паломничестве по святым местам России

Текст службы праздника Вознесения Господня на церковнославянском и русском языках с пояснениями и комментариями [Документы]

В Издательском Совете прошло очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2025 год»

Синодальная богослужебная комиссия начала работу над созданием текста службы празднику принесения в Троице-Сергиеву лавру иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым

ЖУРНАЛ Священного Синода от 22 августа 2024 года [Документы]

Учреждена Синодальная комиссия Белорусской Православной Церкви по координации деятельности духовных учебных заведений

Священный Синод признал важным возобновление богословских консультаций с Ассирийской Церковью Востока

Издательство Московской Патриархии выпустило в свет очередной требный сборник «Освящения и благословения»

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни

Памятник Патриарху Тихону установили на территории храма Вознесения Господня у Никитских Ворот г. Москвы

Синодальный отдел по благотворительности провел онлайн-курсы по организации добровольческого служения на приходе

Иерарх Сербской Церкви посетил московский храм преподобного Симеона Столпника

Все материалы с ключевыми словами